Покупка и продажа монет
+7 (499) 553-08-82 работаем по будням с 10 до 18 Звоните перед приездом!
Биржевые индексы:
  • Доллар: 93.18
  • Евро: 99.44
  • Золото: $ 2 389.56
  • Серебро: $ 28.51
  • Доллар: 93.18
  • Евро: 99.44
  • Золото: $ 2 389.56
  • Серебро: $ 28.51
Котировки

О знаках монетных дворов и определении происхождения древней монеты

Золотой Запас

Одна из основных задач нумизмата — идентификация монет. Хотя правильное указание номинала, органа, выпустившего монету, и даты важны, определение монетного двора, на котором была отчеканена монета, может значительно расширить исторический контекст.

статер Александра Македонского 336-323 гг. до н.э.
монета Антиоха VII 138-129 гг. до н.э
монета Селевка IV 187-175 гг. до н.э.
тетрадрахма Александра Македонского 336-323 гг. до н.э. с кормой корабля
тетрадрахма Александра Македонского 336-323 гг. до н.э. с гермой
тетрадрахма Александра Македонского 336-323 гг. до н.э. с букранием
тетрадрахма Птолемея I Сотера 323-305 гг. до н.э.
тетрадрахма Нового стиля из Афин 135-134 гг. до н.э.
монета Константина I 307-337 гг. н.э.

Помимо частных эмитентов и небольших городов-государств, в которых действовал только один монетный двор, большинство стран «контролировали более одного монетного двора».

В результате можно подумать, что чеканщики этих государств хотели создать четкую и недвусмысленную систему определения, где именно была выпущена каждая монета.

Это могло бы способствовать отслеживанию потребления и торговли драгоценными металлами, а также служить гарантией от подделки.

Однако, поскольку многие символы остаются «неоднозначными» для современных нумизматов, дело обстоит иначе.

Помимо основных элементов дизайна и легенд, большинство древних монет содержало серию опознавательных символов и букв. Большинство из них являются либо «легко узнаваемыми» знаками монетного двора, либо подписями местных магистратов. Однако из-за отсутствия сохранившейся информации многие из этих знаков имеют «неопределенное значение».

Например, на посмертном статере Александра Македонского, отчеканенном между 250-200 г. до н.э., изображена небольшая цикада, расположенная на реверсе под монограммой HP. Неизвестно, о чем именно говорит это маленькое насекомое, но оно вполне может служить отметкой монетного двора.

В то время как большинство современных знаков монетного двора представляют собой простые алфавитные сокращения, обозначающие город, где находится конкретное предприятие (например, буква «D», обозначающая Денверский филиал Монетного двора США), «древние и современные монеты имеют фундаментальные различия» и, как таковые, знаками монетного двора на древних монетах могут служить как изображения, так и буквы.

Наиболее распространенный способ определения разницы между знаками монетного двора, местными контрольными отметками и монограммами магистратов заключается в том, что «если контрольную отметку использовали как постоянный элемент в течение длительного периода, она считалась знаком монетного двора».

Например, в Империи Селевкидов греческие буквы A и AP использовались для обозначения монетных дворов Антиохии и Птолемаиды соответственно.

Существует некоторая путаница в отношении знаков монетного двора, используемых для огромного количества типов тетрадрахм Александра Македонского.

Нумизмат и историк Хила А. Трокселл подсчитал, что для чеканки 79 типов монет было использовано более 1.075 штампов, что объясняет такое богатое разнообразие монограмм и символов на протяжении веков.

Некоторые из наиболее распространенных — это ойнохойя (одноручный кувшин для вина) под виноградной лозой для Темноса; коринфский шлем для Месембрии; пчела для Вавилона; и монограмма AΣ для Аспендоса.

Хотя эти знаки монетного двора довольно стандартные, они далеко не единственные примеры. Считается, что при чеканке монет в Амфиполе использовалось много разных символов. Наиболее распространенные включают в себя корму корабля, герму (квадратный каменный столб, завершенный скульптурной головой Гермеса) и букраний или голову быка, как можно увидеть на примерах справа.

Одна из теорий о выборе букрания для Амфиполя состоит в отсылке к богине-покровительнице города Артемиде.

Другой пример — знак монетного двора Библа AP. Хотя этот знак не имеет никакого отношения к названию «Библ», он может подразумевать имя царя Библа Адрамелеха. Еще один характерный знак монетного двора появился при Птолемее I в Мемфисе.

Он изображал голову барана с египетской короной Исиды, что символизировало важный центр культа богини.

Последний греческий пример, который чеканили несколькими столетиями позже, уходит корнями в Афины. В своей книге 1876 года нумизмат Джордж Д. Мэтьюз идентифицирует маленькую мужскую фигуру в нижней левой части реверса тетрадрахмы Нового стиля как бога исцеления Асклепия. Он утверждает, что эта фигура «вероятно, служила своего рода знаком монетного двора» и отсылкой к знаменитому оливковому маслу, производимому в Афинах.

Как видно, выбор знаков монетного двора на греческих монетах иногда может показаться довольно произвольным. Тем не менее, начиная с середины-конца третьего века нашей эры, Римская империя начала впервые систематизировать знаки монетного двора.

До этого периода было трудно отнести некоторые монеты к конкретным монетным предприятиям, а в ранней республике это было почти полностью «невозможно».

Эта новая система, состоящая из трех основных элементов, была единообразной, и ее было легко расшифровать.

Первый элемент содержал буквы P (Pecunia или «деньги»), M (сокращение от Moneta) или SM (Sacra Moneta). Второй элемент состоял из одной-четырех букв — аббревиатуры города. Наконец, мастера были вправе отчеканить букву, представляющую мастерскую.

Это были латинские или греческие буквы в зависимости от того, был ли монетный двор колониального, провинциального или итальянского происхождения. Благодаря новой системе римляне смогли усилить систему контроля качества и привлечь к ответственности конкретных должностных лиц, если возникнут проблемы с денежной массой.

Эти отметки обычно включали в легенду или чеканили в нижней части реверса монеты.

В каждом городе могло быть несколько знаков монетного двора, и они в основном соответствовали этой общей формуле. Хотя существует множество типов, одним из примеров является город Гераклея (современный Эрегли в Турции). В этом городе существовало семь официальных знаков монетных дворов: H, HER, HERAC, HERACI, HERACL, HT, SMH. В приведенном справа примере метка SMH отчеканена под фигурой богини победы Виктории.

Знаки монетного двора не только рассказывают о производстве и распределении монет, но также могут определить сам метод коллекционирования.

В то время как некоторые коллекционеры стремятся собрать набор монет первых 12 римских императоров или, возможно, всех пергамских монет, другие пытаются собрать старинные монеты определенного монетного двора.

Несмотря на то, что коллекционирование наборов обычно присуще современным изданиям, оно не связано исключительно с ними. Коллекционер может попытаться собрать набор всех монет, произведенных в древнем Тира, или, возможно, набор всех монет Юстиниана I, отчеканенных в Карфагене. Для изобретательных нумизматов варианты безграничны.

Даже ограниченный бюджет — не проблема, так как большинство древних монетных дворов производили тысячи монет. Есть варианты для любого бюджета, от поздних римских бронзовых монет стоимостью $5-$25 долларов до золотых статеров Александра Македонского за $10.000-$20.000 долларов.

Автор: Тайлер Росси 8 июля 2021 | Перевод: Золотой Запас
к списку