На основе траектории движения драгоценного металла аналитики предсказывают третий подряд годовой дефицит в секторе. Ожидается, что рост спроса на 5% приведет к дефициту в 158.000 унций в 2021-ом.
Восстановление экономики после пандемии изменило наши взгляды на дефицит рынка платины, увеличив его примерно с 60.000 до дефицита в 158.000 унций.
Тревор Раймонд, директор по исследованиям Всемирного совета по инвестициям в платину (WPIC)
По мере того, как секторы продолжают восстанавливаться после закрытий и ограничений, связанных с COVID-19, ожидается, что платина и более крупные драгоценные металлы также будут расти. Раймонд отметил, что спрос как в промышленном, так и в ювелирном сегментах уже значительно поднялся.
По мнению руководителя отдела исследований, наиболее существенное влияние на рост окажет автомобильная промышленность.
Спрос на платину в автомобильной промышленности вырастет на 24% (в 2021 году). Главным образом из-за более высоких нагрузок на производство автомобилей для соответствия целевым показателям выбросов (в основном, норм Euro 6 и China 6a), а также из-за увеличения замещения палладия платиной в катализаторах бензиновых двигателей.
Что касается предвестников скачка цен в конце января – середине февраля, Раймонд сказал, что длинные позиции на фьючерсном рынке сыграли важную роль. Другой причиной стало внимание к платине со стороны управляющих фондами.
Многие из тех, кто владеет золотом, видели, что его максимальная цена достигла $2.000 долларов за унцию. И когда драгметалл отступил, золотые инвесторы перешли с золота на платину.
Инвестиционный спрос останется высоким
Не имея возможности подняться намного выше $1.300 долларов в феврале, цена на платину начала консолидироваться в диапазоне от $1.150 до $1.250 в течение марта и апреля.
По мере того, как первый квартал подходил к концу, сегмент слитков и монет испытывал небольшую распродажу из-за Японии, родины старейших платиновых слитков и рынка монет в мире.
Психологический уровень составляет около 4000 иен за грамм (в Японии). И этот уровень в 4000 иен за грамм был пробит в марте, произошла ликвидация физических слитков и монет из платины, а также небольшой части акций биржевых фондов (ETF) в Японии.
К концу марта спрос в сегменте слитков и монет сократился на 288.000 унций. Потеря была несколько компенсирована большим спросом на ETF.
За первые три месяца года общий инвестиционный спрос на платину увеличился на 96% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 140.000 унций.
Приток в ETF увеличивался четвертый квартал подряд в первом квартале 2021 года, поскольку ожидаемый рост замещения автокатализаторов и использование платины в водородных технологиях продолжали привлекать интерес инвесторов.
Ожидается, что включение платины в нарратив водородной энергетики будет способствовать тенденции роста этого драгметалла. Как объяснил Раймонд, платина играет двоякую роль в водородной экономике.
Во-первых, платина нужна для создания топливных элементов. Это единственный металл, который достаточно мал, чтобы поместиться в автомобилях, а также может удерживать достаточно большую емкость, чтобы привести в движение автомобиль.
Ваш дом обычно потребляет максимум 2 киловатта. Если вам нужно 100 киловатт в вашем автомобиле, платиновый топливный элемент может справиться с такой высокой плотностью тока. И вы также получите быструю переменную нагрузку, которая требуется для этого.
По прогнозам, внедрение драгметалла в область топливных элементов увеличит спрос на платину еще на 2–4 млн унций в течение десятилетия.
Вторая роль платины — это ее способность создавать зеленый водород.
Если вы берете энергию ветра или солнца и электролизуете воду с помощью электролизера на основе платины, вы производите водород, и (если) вы помещаете этот водород в автомобиль на топливных элементах, тогда вы получаете двигатель без использования ископаемого топлива. И это сама суть декарбонизации.
Создание зеленого водорода может потребовать до 600.000 унций дополнительной платины в течение 10 лет.
Металлы платиновой группы и ESG
Помимо ценовой активности, еще одним фактором, побуждающим новых инвесторов обращаться к металлам платиновой группы, являются их экологические, социальные и управленческие стандарты (ESG).
Платина — это «зеленый» драгметалл. Она хороша тем, что действительно сокращает выбросы от транспортных средств, помогает обезуглероживать за счет экономии водорода, а также очищает воду. Платина снижает количество расходуемого электричества и увеличивает выход во многих химических процессах.
По сравнению с другими сырьевыми товарами, связанными с конфликтами, платиновое пространство относительно свободно от споров. Существует также крупный, надежный и зрелый сектор вторичной переработки платины и палладия.
Раймонд назвал платину более экологически чистым металлом из-за ее высокой стоимости и степени переработки.
Это один из наиболее эффективно перерабатываемых металлов.
Несмотря на то, что южноафриканское рудное тело описывается как материнская залежь, способная поставлять платину в течение 100 лет при нынешних темпах, Раймонд считает, что платина для топливных элементов будет в первую очередь получена за счет переработки.
(При) большем количестве автомобилей на топливных элементах на дорогах очень высокий уровень рециркуляции снижает потребности в первичной добыче полезных ископаемых. А с точки зрения ESG, а также анализа углеродного следа и жизненного цикла, поскольку платину можно перерабатывать шесть или семь раз, каждую унцию, которую вы извлекаете из земли, можно использовать несколько раз для достижения всех этих хороших результатов.
В итоге рост цены платины поддерживает множество факторов.