Военно-морская история всегда была достойной темой для дизайна монеты. Довольно частыми гостями в нумизматике являются правители империй и наций, многие из которых владели большим флотом. Эта история пронизана трагедией и моментами славы, которые служат богатым источником для идей в современном мире монет. Серебряные монеты серии «Великие кораблекрушения в истории» рассказывают, как можно догадаться, о трагичных случаях, о которых вспоминают и по сей день.
Третья серебряная монета серии была выпущена недавно и поступит в продажу только в следующем месяце. Этот релиз стал дополнением к серии с необычной историей. Первая серебряная монета была посвящена пиратскому кораблю «Уида Галли», а вторая — «Титанику», судну, которое не нуждается в представлении. Новый элемент коллекции знакомит нас с кораблем, названным «Васа».
Чем так примечательно крушение «Васы»? Представьте, что новейший суперавианосец ВМС США типа «Джеральд Р. Форд» только что сошел с верфи Ньюпорт-Ньюс в Вирджинии, проплыл милю и затем затонул на виду у большой толпы, включая вражеских наблюдателей, с некоторыми из которых США вовлечена в конфликт. Чрезвычайно дорогая и очень неприятная трагедия. Так и случилось с «Васой».
Серебряную монету отличает великолепная репродукция картины «Васа под парусом», окруженная потрясающими рельефными деталями в виде декоративной резьбы. Изящным штрихом, украшающим каждый выпуск этой серии, является античная отделка. Эта серебряная монета весом в две унции и номиналом $5 NZD поставляется с сертификатом подлинности.
История корабля
Построенный между 1626 и 1628 годами по приказу короля Швеции Густава Адольфа, «Васа» был попыткой шведов укрепить флот, состоявший из более легких и менее вооруженных судов. Он должен был стать первым из шести подобных кораблей, но ему не было суждено ходить по морю вместе со своими братьями.
Во время своего первого плавания 10 августа 1628 года «Васа» прошел лишь 1,3 км, когда налетел порыв ветра, с которым справился бы почти любой другой корабль. Судно опасно накренилось, из-за чего открытые орудийные порты оказались под водой. Так «Васа» быстро затонул всего в 120 метрах от берега. Все это произошло под взглядами большой толпы, в том числе послов вражеских государств.
«Васа» был внушительным судном и одним из самых мощных в то время. Корабль имел водоизмещение 2.100 тонн и в длину достигал 69 метров; его экипаж состоял из 145 человек, около 30 из которых погибли при затоплении, а на борту можно было перевезти 300 солдат. Также корабль был оснащен 64 орудиями, как и «Конститьюшн», построенный 170 лет спустя и весивший на 700 тонн больше. К сожалению, у «Васы» был слишком высокий центр тяжести, и он не мог быстро выпрямиться при сильном ветре. Многие знали о проблемах судна, но боялись сказать королю.
«Васу» извлекли из вод Стокгольмской гавани в 1961 году, в значительной степени нетронутым. После корабль был перемещен в музей «Васа» в Королевском национальном городском парке, где сотрудники по-прежнему трудятся над сохранением внушительного экспоната, что сложнее, чем может показаться. Тем не менее, прогнозы благоприятны, и этот статный корабль, богато украшенный резьбой, остается одной из самых популярных туристических достопримечательностей Швеции. Пусть эта история трагическая, но с ее помощью многие могут окунуться в одну из глав военно-морской истории.