Покупка и продажа монет
+7 (499) 553-08-82 работаем по будням с 10 до 18 Звоните перед приездом!
Биржевые индексы:
  • Доллар: 90.95
  • Евро: 98.91
  • Золото: $ 2 415.19
  • Серебро: $ 31.49
  • Доллар: 90.95
  • Евро: 98.91
  • Золото: $ 2 415.19
  • Серебро: $ 31.49
Котировки

Прогноз Heraeus: спрос на платину на фоне дефицита полупроводниковых чипов

Золотой Запас

Ожидалось, что в текущем году выпуск и продажи автомобилей вернутся в норму после перебоев в производстве, потреблении и экономической деятельности, вызванных распространением коронавируса. Но дефицит полупроводниковых чипов спровоцировал ряд проблем в поставках, что усугубило положение, и восстановление продаж автомобилей и спроса на металлы платиновой группы (МПГ) со стороны сектора замедлилось.

спрос на платину на фоне дефицита

Нехватка чипов возникла в конце 2020 года, когда сочетание высокого спроса и ограничений в производственных мощностях и логистике начало влиять на операционную стабильность в автомобильной промышленности.

Автопроизводители сократили заказы на полупроводниковые микросхемы во втором квартале 2020 года в связи со снижением продаж автомобилей из-за пандемии, а свободные мощности были брошены на удовлетворение спроса на потребительскую электронику, вызванного массовым переходом к работе на дому. Однако в третьем квартале 2020 глобальные продажи автомобилей восстановились намного быстрее, чем ожидалось, и автопроизводители были «застигнуты врасплох».

Тем временем производители микросхем сосредоточились на потребителях бытовой электроники, где прибыль была больше за счет более высоких объемов и стабильных продаж. Ненадолго поставки микросхем упали из-за отключения электроэнергии в Техасе, где ведущие производители Samsung, NXP и Infineon были вынуждены остановить производство, а также из-за пожара на одном из заводов Renesas Electronics в Японии.

глобальные продажи легковых автомобилей

По оценкам, в 2021 году нехватка полупроводников снизит мировое производство легковых автомобилей на 9,6 млн (источник: LMC Automotive). Несмотря на небольшое улучшение по сравнению с более ранними прогнозами, значительного прогресса в борьбе с дефицитом не ожидается до второго полугодия 2022 года, а решение проблем с поставками чипов маловероятно до 2023.

спрос со стороны автопроизводителей на МПГ

Ожидается, что производство легковых автомобилей в 2021 году (75,8 млн) будет лишь на 1,2 млн единиц больше, чем в 2020 (+2%), и на 11,5 млн единиц ниже прогноза первого квартала 2021 (-13,1%), который исключал влияние проблем с чипами. Это примерно на 16,6 млн единиц меньше прогнозируемого значения 4 квартала 2019 года (-17,9%).

По оценке, потери производства в 9,6 млн автомобилей составляет сокращение спроса на платиноиды на 1,4 млн унций в этом году.

Самый сильный удар пришелся на палладий, так как спрос на металл упал почти на 1,1 млн унций; за ним следуют платина (падение на 230 тысяч унций) и родий (161 тысяча унций), исходя из средней структуры автокатализатора в каждом регионе.

Платина пострадала меньше, поскольку производители автомобилей премиум-класса отдали предпочтение классу люкс, где преобладает дизельное топливо.

Влияние на металлы платиновой группы усилилось, поскольку значительная часть упавшего спроса на автомобили пришлась на регионы, где содержание МПГ в автокатализаторах выше, что необходимо для соответствия строгим стандартам выбросов, например, в Европе.

потери в производстве легковых автомобилей

Региональные различия проявляются и в темпах восстановления. Азиатские автопроизводители, которые ближе всего к производству микросхем, похоже, возвращаются к нормальному уровню производства быстрее, чем европейские коллеги, которые, имея очень ограниченное производство чипов на местном уровне, по-прежнему сообщают о значительных сбоях в производстве.

Первоначально сильнее всего пострадало производство легковых автомобилей в Азии, которое больше полагалось на закупки точно в срок, но затем быстро оправилось со второго квартала 2021 года, в то время как положение Европы ухудшилось во втором и третьем кварталах. Ситуация в Северной Америке была относительно стабильной после восстановления ее ограниченных мощностей по производству микросхем.

В целом, из 9,6 млн единиц потерянных транспортных средств в 2021 году 36% процентов пришлось на Азию, 32% на Европу и 27% на Северную Америку.

Ситуация демонстрирует признаки стабилизации, но часть ожидаемого восстановления спроса, вероятно, будет утеряна, по крайней мере, в следующие 2-3 года, поскольку производство автомобилей, по прогнозам, останется ниже уровней, зафиксированных до пандемии, до 2024 года. Ограниченная доступность транспортных средств (количество и выбор) и повышение цен, возможно, вытеснили некоторых потребителей с рынка во многих странах: люди дольше используют уже имеющийся автомобиль, покупают подержанный автомобиль или берут машину в аренду.

На данный момент продажи новых автомобилей по-прежнему ограничиваются доступными запасами. Ожидается, что в США товарные запасы в дилерских центрах будут ниже 1 миллиона автомобилей четвертый месяц подряд в ноябре, при этом ежемесячные продажи будут зависеть от количества единиц, поставленных в дилерские центры, а не от фактического спроса.

Розничные торговцы по-прежнему продают большую часть автомобилей, как только они поступают на склад. В ноябре почти 55% машин были проданы в течение 10 дней с момента прибытия в дилерский центр, в то время как среднее количество дней, в течение которых новый автомобиль находился у дилеров перед продажей, упал до 19 дней, что является рекордным минимумом, по сравнению с 48 днями год назад (источник: JD Power). Отношение запасов автомобилей к продажам в США в октябре упало до рекордного минимума 0,3 (источник: Бюро экономического анализа США).

соотношение запасов и продаж автомобилей в США

Быстрого решения проблемы нехватки полупроводниковых чипов для автомобильного сектора не существует. Хотя последствия стихийных бедствий, которые привели к остановке производства в начале 2021 года, остались позади, в более долгосрочной перспективе необходимы инвестиции в наращивание мощностей.

Планируется построить больше заводов по производству микросхем в Европе, особенно в Германии и Франции. Intel объявила, что потратит 80 миллиардов евро на расширение своих производственных мощностей по производству полупроводников в Европе, но на это уйдет несколько лет, а пока регион останется подверженным влиянию.

Согласно прогнозам, в 2024 и 2025 годах будет наблюдаться отложенный спрос на автомобили и платиноиды, а это предполагает, что к этому моменту производственные мощности по изготовлению микросхем вернутся в норму, как и производство автомобилей. Это позволит пополнить запасы и удовлетворить часть отложенного спроса, но при этом возместит только 40% совокупного производства автомобилей, потерянного в течение трех лет (2021-2023).

В результате сокращения производства автомобилей на рынках платиноидов появился временный профицит, что привело к резкому падению цен на палладий и родий в третьем квартале 2021 года.

Тем не менее, по оценке, спрос на металлы со стороны автопроизводителей восстановится в 2022 году (Pt +13%, Pd +4% и Rh +12% в годовом исчислении), поскольку производство немного вырастет после двух лет слабости.

Ожидается, что спрос на палладий увеличится за счет интереса со стороны Китая с целью соответствовать более строгим стандартам выбросов, а спрос на платину повысится за счет увеличения использования металла в транспортных средствах большой грузоподъемности и замены палладия в автомобилях с бензиновым двигателем.

Ожидается, что в следующем году цены на МПГ поднимутся, но неизвестные последствия Омикрона могут ослабить потенциал роста, если задержка в цепочке поставок автомобильных запчастей замедлит восстановление после кризиса (исключено из текущего прогноза).

Тем не менее, автопроизводители и производители оборудования гораздо лучше подготовлены к условиям вспышки коронавируса на производственных предприятиях, чем в прошлом году, а глобальная вакцинация должна обеспечить определенную степень экономического иммунитета.

Автор: Heraeus Precious Metals 6 декабря 2021 | Перевод: Золотой Запас

Другие прогнозы цен и аналитика рынка:

к списку новостей