Тарифная война продолжается: золото внимательно следит за дефицитом

Недавно было зафиксировано впечатляющее падение числа бронирований контейнерных перевозок из Китая в США в период с февраля по апрель 2025 года, при этом по состоянию на 7 апреля годовой спад составил более 40%.
Это резкое падение иллюстрирует значительное замедление торговли между двумя странами, что, вероятно, является следствием растущего влияния протекционистских мер США, в частности повышения пошлин.
По данным Freight Waves, объемы бронирования контейнеров в мире упали на 49% в период с последней недели марта по первое апреля 2025 года. Импорт из Китая в США упал на 64%, а импорт одежды и текстиля сократился на 59% и 57% соответственно, превысив кризисные уровни, наблюдавшиеся во время пандемии COVID-19.
Это впечатляющее падение отражает общую блокировку в глобальной торговой цепочке: ни американские импортеры, ни китайские экспортеры не готовы нести расходы на новые тарифы. Результатом является волна отмен заказов, накопление нераспроданных контейнеров в китайских портах и глобальный избыток мощностей, намного превышающий ожидания.
Вопреки распространенному мнению, что американский потребитель оплатит большую часть счета, данные указывают на гораздо более эластичный спрос, чем ожидалось: покупатели просто отказываются платить больше. Такая динамика ставит под угрозу сотни экспортеров, особенно в Китае, которые оказываются под угрозой банкротства из-за нехватки достаточного оборотного капитала.
Столкнувшись с этим жестким дисбалансом, возникают два сценария: либо ускорение торговых переговоров, либо риск глобальной рецессии, либо даже депрессия для экономик, сильно зависящих от экспорта. В Европе также растут опасения по поводу возможного притока дешевой китайской продукции с рынка США, что может ослабить местных производителей.
На местах торговая напряженность начинает иметь конкретные последствия для реальной экономики, особенно в секторе грузовых перевозок в США, где замедление становится все более выраженным: за один месяц объемы автомобильных грузоперевозок упали на 8,3%, достигнув уровней, сопоставимых с показателями времен кризиса Covid.
В некоторых промышленных штатах, таких как Мичиган, водители большегрузных автомобилей не перевозили груз более двух недель, особенно в автомобильном секторе (GM, Ford). Это внезапное сокращение логистической активности подпитывает волну стресса в банковском секторе, связанную с невыплатой лизинга автопарков, просрочка по некоторым из которых составляет более года.
Однако, несколько финансовых аналитиков полагают, что быстрое разрешение продолжающейся торговой войны, которая началась в феврале с объявления новых тарифов, предотвратит коллапс, сопоставимый с 2020 годом. С другой стороны, если тарифная война между Соединенными Штатами и Китаем затянется, последствия могут распространиться на всю североамериканскую промышленную структуру, что приведет к структурному замедлению экономики, отмене заказов, банкротству в транспортном секторе и сокращению занятости в обрабатывающей промышленности.
Помимо необработанных данных, эта цифра подчеркивает идеологические разногласия, которые в настоящее время охватывают Соединенные Штаты. Для сторонников националистической экономики это падение представляет собой стратегический успех: оно демонстрирует снижение импорта из Китая, возникновение промышленной автономии и, в конечном счете, увеличение потребления местных продуктов американцами.
Напротив, другие наблюдатели видят в этом тревожный признак возросшего риска дефицита, импортируемой инфляции и сбоев в логистике, особенно в массовой розничной торговле и в цепочках поставок.
Короче говоря, одна и та же кривая либо тревожит, либо обнадеживает, в зависимости от политической точки зрения: для некоторых она олицетворяет инфляционный шок и экономический спад; для других — успех суверенизма и спасительный разрыв с Китаем. Эта поляризация показывает, в какой степени экономические факты теперь интерпретируются через антагонистические нарративы, что затрудняет передачу любого объективного прочтения.
Это расхождение в интерпретации также очевидно в прочтении недавнего сокращения ВВП США. Для противников Дональда Трампа это снижение знаменует вступление страны в рецессию, напрямую вызванную повышением тарифов. Его сторонники, с другой стороны, видят в этом прежде всего последствия так называемой фискальной политики «DOGE», направленной на сокращение государственных расходов, что, по инерции, давит на ВВП. Другими словами, по их мнению, уровень роста при Байдене был искусственно завышен чрезмерным общественным спросом. Сторонники действующего президента указывают на обнадеживающие показатели, начиная с силы розничных продаж.
Инфляция демонстрирует признаки замедления, а финансовые рынки резко восстановились благодаря рекордному притоку новых инвесторов.
Скептики, однако, оговаривают это толкование: они считают, что сила розничных продаж в первую очередь обусловлена феноменом накопления в ожидании введения новых тарифов. Аналогично, массовый возврат розничных инвесторов типичен для фаз обманчивого отскока на медвежьем рынке.
В то время как в США бушуют дебаты о будущей траектории экономики и рынков, один факт остается неизменным с момента смены администрации: продолжающийся рост дефицита бюджета остается основным источником беспокойства. На этом фронте не видно никаких улучшений; напротив, ситуация ухудшается. Это логическое следствие: бремя государственного долга стремительно растет в условиях, когда процентные ставки остаются на неустойчивом уровне для такого уровня дефицита.
Похоже, что золото продолжает пристально следить за этой тревожной траекторией государственного долга, что и помогает объяснить его нынешний всплеск.
Другие прогнозы цен и аналитика рынка: