Современная экономика и тирания времени

Каковы были наши отношения со временем на протяжении всей истории? Это вопрос, который должен быть у каждого на уме. В древние времена время воспринималось как цикличное и непредсказуемое, напрямую связанное с ритмами природы. Древние цивилизации принимали его как внешнюю, иногда мистическую силу, которую нельзя ни контролировать, ни количественно измерить.
Но это видение изменилось на протяжении веков. С развитием технологий и влиянием светских греко-римских ценностей началась трансформация. Именно во второй половине Средних веков были установлены новые отношения со временем, навсегда преобразившие западную, а затем и мировую экономику.
Потеря влияния Церкви на Западе оставляет больше места для сомнений и позволяет рыночному обществу торжествовать. Отношения между торговцами и временем сталкиваются с отношениями верующих: первые боятся, что время конечно, в то время как последние считают его бесконечным, благодаря обещанию загробной жизни.
Торговцы, преследуемые конечностью собственной жизни, вводят видение времени, руководствуясь идеей максимизации его как можно дольше. Результатом стал сдвиг парадигмы, в котором трата времени стала грехом.
Флорентийский торговец Джованни Ручеллаи хорошо иллюстрирует этот менталитет, когда заявляет, что «необходимо практиковать экономию времени, поскольку это самое ценное, что у нас есть». Эта концепция должна была заложить основы современного капитализма, где контроль над временем зарезервирован для богатых и могущественных (именно поэтому бывший министр транспорта Франции Жан-Батист Джеббари заявил, что «время лиц, принимающих решения, драгоценно»).
Со времен Средневековья, отмеченных религиозным календарем и часами молитв (каноническими часами), время стало драгоценным ресурсом, где каждая минута должна была использоваться эффективно. Будь то ремесленное производство, торговля или сами досуговые мероприятия, время структурировалось для увеличения прибыли и оптимизации производства.
В это же время развивалась современная финансовая система: в 1151 году был основан первый банк, и долг стал его главным рычагом. Будущее стало товаром, поскольку время должно было стать прибыльным, чтобы погасить взятые долги. Опираясь на кредит, эта экономика создавала впечатление линейного или даже экспоненциального времени в ритме процентов.
Этот переход знаменует собой переход от рыночной экономики к капитализму, динамической экономической системе, которая постоянно смотрит в будущее любой ценой. Прибыль и рост также становятся императивами для погашения долга. Эта потребность подпитывает цикл деньги-товар-деньги (Д-Т-Д), описанный Марксом, конец которого сигнализирует об экономических кризисах, связанных с чрезмерной задолженностью и перепроизводством.
Фактически, кризисы начали множиться в этот период, поскольку кредит стал более распространенным, особенно с созданием векселей, в то время как обращение металлических валют замедлилось. Металлические валюты воплощали ощутимую ценность, закрепленную в настоящем, поскольку они представляли собой немедленно доступные физические ресурсы. В то время как долг привязывает нас к будущему и ожиданиям доходности, физическое золото и серебро возвращают нас к конкретным ценностям, независимым от неопределенности будущего.
Таким образом, деньги превращаются из простого средства обмена в символ безопасности. Для общества, обеспокоенного течением времени, сбережение и накопление равносильны накоплению времени в форме символического бессмертия. Как предполагает Кейнс, «богатый человек мог бы, в конце концов, войти в Царствие Небесное — если бы только он сберегал». Деньги приобретают почти священный характер, а постоянный рост скрывает существенную динамику: накопление капитала.
Общества реорганизовались вокруг этой усиленной связи со временем. К концу Средних веков на колокольнях Европы появились первые механические часы, которые ввели точное измерение времени, позволившее количественно определять графики работы. Дни стали более фрагментированными, особенно в итальянских торговых городах, колыбели капитализма.
Затем эпоха Возрождения ознаменовала символический поворотный момент, поскольку человек стремился стать «хозяином и обладателем природы», согласно Декарту. Время стало стратегическим фактором в коммерческой торговле, поскольку великие державы конкурировали за контроль над самыми быстрыми морскими путями. Промышленная революция в Великобритании усилила эту тенденцию: на фабриках была организована конвейерная работа и введено «рабочее время» как мера производительности, связанная с заработной платой и объемом производства.
Концепция ускоренного времени теперь проникает во все сферы общества: развитие железных дорог, затем высокоскоростных поездов, сокращает расстояния и время в пути; в то время как часовые пояса, введенные в начале XX века, переворачивают практику работы во всем мире. Технологии трансформируют расстояния и стирают границы.
Совсем недавно к этим инновациям присоединились Интернет и цифровые инструменты, которые фрагментируют время на множество коротких контентов — непрерывную информацию, короткие видеоролики — в потребительских обществах, где царит закон «всегда больше, немедленно», с продуктами, разработанными в огромных количествах для короткого срока службы.
Это сжатие времени, теперь вездесущее, влияет на каждый аспект нашей повседневной жизни. Наши дни проживаются в бешеном темпе, движимом кредитной экономикой, которая навязывает постоянную производительность и делает всех нетерпеливыми. Система отвергает моменты отдыха. Она ненавидит, когда люди проводят время вне рабочего стола, когда они берут отпуск, когда они хотят работать четыре дня в неделю, когда они хотят выйти на пенсию в 60 лет. В общем, когда люди отдыхают, потому что этот акт становится формой сопротивления.
Последствия для нашего мышления глубоки. Как отметил Гюнтер Андерс, на карту поставлено не только устаревание объектов, но и самого человека. Рефлексия сокращается под влиянием диктатуры краткосрочного. В то же время эта система трагически реализует идею Паскаля о развлечениях, где инфляция искусственных потребностей и услуг отвлекает нас и наполняет наше время жизнью, заставляя нас забыть о смерти.
В странах с развитой экономикой год теперь, кажется, проходит как месяц, месяц как неделя, а неделя как день. В то время как время — это измерение, которое когда-то связывало нас с природой и самой сутью нашего бытия, сегодня это измерение истощается под тяжестью экономики, которая движется к теологической цели, в полной искусственности общества. Сегодня, как никогда, поиск утраченного времени является императивом.
Другие прогнозы цен и аналитика рынка: