Конец глобализации: прогнозируемые последствия

Глобализация — это вопрос поляризаций. Некоторые видят в ней силу Америки, опираясь на историю свободной торговли страны. Уровень жизни в США вырос, и Соединенные Штаты были экономически доминирующими на протяжении десятилетий.
Другие винят глобализацию в проблемах Америки, потому что она подвергла домашних работников возросшей иностранной конкуренции. Дональд Трамп пришел к власти в 2016 году отчасти на основе недовольства глобализацией, особенно в штатах «ржавого пояса», которые страдали из-за потери рабочих мест и закрытия заводов. Он обещал «вернуть» рабочие места обратно в Америку, положить конец правлению либеральных элит и «осушить болото» коррупции в Вашингтоне.
Экономист и лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц говорит, что в некоторых критических замечаниях в адрес глобализации есть доля правды: сделки в значительной степени формировались корпоративными интересами, потенциальные выгоды были преувеличены, и недостаточно внимания уделялось влиянию на растущее неравенство в Америке.
Стиглиц утверждает, что большинство экономистов по-прежнему считают глобализацию с ее свободным перемещением товаров, денег и информации ключом к росту и процветанию. Глобализация не только более эффективна, она позволяет достичь образовательных и научных прорывов. США особенно хороши в последнем. Это страна, которая разработала космические путешествия, стала пионером компьютеризации и придумала первый электромобиль: Tesla.
Однако, Стиглиц отмечает, что мы наблюдаем возрождение экономического национализма, в котором он обвиняет большие слои населения многих развитых стран, включая США, которые в последнее время не очень преуспевают: в то время как доходы граждан «наверху» возросли, те, кто в середине, в основном увидели стагнацию, а те, кто внизу, оказались в еще худшем положении. Жизнь среднего класса, похоже, становится недосягаемой для многих семей.
В конце холодной войны была надежда, что все страны объединятся в либеральные демократии со свободной рыночной экономикой, и что, сделав это, все будут процветать. Теперь эти надежды рухнули.
Институт Cato с правым уклоном соглашается:
Упорно сохраняющаяся пандемия, события на Украине и нарастающая напряженность между США и Китаем побудили многочисленных комментаторов — и не только обычных скептиков — смело заявить, что мы вступаем в новую эру «деглобализации».
Фабрики возвращаются в свои страны, экономики разъединяются, и все отказались от «свободной торговли». Влиятельные инвесторы теперь открыто задаются вопросом, как зловеще сообщает New York Times, не наблюдаем ли мы «конец глобализации».
Вопрос в том, являются ли тарифы — избранный президент Трамп пообещал ввести 10–20% всеобъемлющий тариф на весь импорт, 60% на китайский импорт, 100% на китайские электромобили и 25% тариф на товары из Мексики и Канады, несмотря на соглашение о свободной торговле — ответом. Стиглиц не согласен:
Закрытие себя от других с помощью тарифов и других торговых барьеров не даст решений, которые ищут недовольные люди. Это не восстановит рабочие места в производстве или угледобыче. Торговая война с Китаем даже не вернет производство в США: если тарифы, наложенные на китайские товары, сделают их здесь значительно дороже, корпорации просто перенесут свои заводы в другие развивающиеся страны. В той степени, в которой происходит какой-либо «оншоринг», производство может быть в значительной степени роботизировано.
Несмотря на это, в мае 2024 года администрация Байдена ввела новые тарифы для Китая — сохранив большую часть тарифов, введенных предыдущей администрацией Трампа (2016-2020), это было эскалацией — включая четырехкратное увеличение тарифа на китайские электромобили до 100%, удвоение тарифа на солнечные элементы до 50% и более чем утроение тарифа на литий-ионные аккумуляторы до 25%.
Карл Бильдт, бывший премьер-министр Швеции, написал в мае 2024 года, что последний раунд тарифов США против Китая является частью все более тревожной и опасной тенденции.
В то время как ограничения США в отношении Китая до недавнего времени были оправданы соображениями национальной безопасности, т. е. для того, чтобы не допустить приобретения китайских военных чувствительных технологий, по словам Бильдта, эти последние протекционистские меры не имеют ничего общего с военными возможностями Китая. Вместо этого они направлены исключительно на то, чтобы лишить потребителей США более дешевых, часто лучших, зеленых технологий.
Бильдт отмечает, что тарифы повышают издержки для потребителей, снижают конкурентное давление и инновации.
Бильдт пишет, что быстрое расширение торговых и инвестиционных потоков за три десятилетия с 1990-х годов оказалось бы невероятно успешным по всем макроэкономическим показателям. Но за последние 10 лет новый акцент делается на экономической безопасности, «снижении рисков» и поддержке отечественной промышленности посредством масштабных субсидий промышленной политики. Похоже, мы идем назад, повышая риск возврата к торговым войнам более ранних, более темных времен.
Международный валютный фонд и Всемирная торговая организация опубликовали обширные исследования, показывающие, что более глубокая экономическая фрагментация приведет к сокращению мирового ВВП на 5–7%, при этом непропорционально большая доля бремени ляжет на менее развитые страны.
Можно легко представить себе лучший, более разумный сценарий, в котором Соединенные Штаты вернутся к защите основанного на правилах мирового экономического порядка; Китай восстановит свою репутацию, придерживаясь правил игры; а Европейский союз оправдает свои амбиции стать мировым чемпионом свободной торговли. При этом каждый будет продвигать свои собственные интересы, а также приносить пользу остальному миру.
Однако тенденция движется в другом направлении. Пока Байден и Трамп соперничают за установление своих протекционистских добросовестных принципов, Европа также начала рассматривать китайские электромобили как угрозу, а не как возможность ускорить свой зеленый переход. Добавьте к этому собственные разговоры Китая о создании самодостаточной экономики «двойной циркуляции» и продолжающиеся субсидии и сопротивление Индии торговле, и вы получите задатки более радикально фрагментированной мировой экономики.

Торговые войны — краткая история
Investopedia определяет торговую войну как ситуацию, когда одна страна принимает ответные меры против другой, повышая импортные пошлины или устанавливая другие ограничения (например, квоты) на импорт противостоящей страны.
Торговые войны могут начаться, если одна страна считает, что у страны-конкурента несправедливая торговая практика.
Хотя большая часть недавней литературы по этой теме сосредоточена на торговой войне между США и Китаем, некоторых может удивить, что они не являются изобретением современного общества.
Колониальные державы, как утверждает Investopedia, воевали друг с другом за право торговать исключительно с заморскими колониями в XVII веке.
Британская империя имеет долгую историю торговых сражений. Одними из самых известных являются опиумные войны XIX века. Первая опиумная война, которая велась между 1839 и 1842 годами, была спровоцирована попытками Китая обеспечить соблюдение запрета на опиум. Британия ответила, отправив военно-морскую экспедицию, чтобы заставить Китай выплатить репарации и разрешить торговлю опиумом.
Вторая опиумная война, 1856–1860 гг., велась между Британией и Францией. Она была вызвана казнью французского миссионера китайскими властями. Франция присоединилась к британцам в их усилиях против Китая.
В конечном итоге британский флот одержал победу, и, согласно Википедии, Китай был вынужден подписать договоры, которые предоставляли западным державам выгодные тарифы, торговые уступки, репарации и территорию.
Например, остров Гонконг был передан Великобритании после Первой опиумной войны.
Закон о тарифах Смута-Хоули был принят в 1930 году. Он был разработан для защиты американских фермеров от европейской сельскохозяйственной продукции. Этот акт, как сообщает Investopedia, увеличил и без того высокие импортные пошлины почти до 40%. В ответ несколько стран приняли ответные меры против Соединенных Штатов, установив свои собственные более высокие тарифы, и мировая торговля пошла на спад во всем мире. Когда Америка вступила в Великую депрессию, чему немало способствовала катастрофическая торговая политика, президент Рузвельт начал принимать ряд законов, направленных на снижение торговых барьеров, включая Закон о взаимных торговых соглашениях.
Торговая война между США и Китаем
В то время как торговая война, разразившаяся между США и Китаем в 2018 году, часто рассматривается как попытка Трампа сократить дефицит торгового баланса с Китаем (США импортировали из Китая больше товаров, чем экспортировали в страну), на самом деле о торговом возмездии стало известно во время предвыборной кампании Трампа на пост президента в 2016 году.

Один источник отмечает, что именно кража интеллектуальной собственности американских корпораций разозлила Трампа больше, чем торговый дефицит:
Трамп заявил, что согласно китайскому законодательству иностранные компании могут выйти на китайский рынок только путем создания совместного предприятия с местными контрагентами. Это требование позволяет китайским компаниям легко получать доступ к технологиям своих американских партнеров. В результате США теряли $300 миллиардов долларов в год.
К январю 2018 года терпение Трампа иссякло. Он начал свою первую атаку на солнечные панели и стиральные машины, введя пошлины в размере 30% и 20% соответственно.
Вторая атака была в марте 2018 года, когда Трамп повысил импортные пошлины на сталь и алюминий на 25% и 10% соответственно.
Наши сталелитейная и алюминиевая отрасли десятилетиями разрушались из-за плохой политики и несправедливой торговли со странами по всему миру.
Европейская комиссия, исполнительный орган ЕС, ответила 25%-ным тарифом на американские товары на общую сумму 2,8 млрд евро: джинсы, бурбон, мотоциклы, апельсиновый сок, арахисовое масло и т. д.
Канада ответила введением ряда временных пошлин на американскую сталь и другие продукты.
Несогласие внутри страны объединилось вокруг плана Harley Davidson по переносу своей производственной базы за пределы США; завод был открыт в Таиланде. Знаменитый производитель мотоциклов хотел избежать ответных пошлин, которые в конечном итоге должны были оплатить его европейские покупатели. Этот шаг стал ударом для Трампа, который обещал заставить крупные компании вернуться в США.
Другие компании, пострадавшие от торговой войны, включали Monsanto, Nike, Wal-Mart, Apple, Boeing, Tesla, General Motors и Ford.
Как сообщает CNN, тарифы Китая на товары, включая соевые бобы, кукурузу и пшеницу, сделали американскую сельскохозяйственную продукцию более дорогой. Частные покупатели почти прекратили закупать американскую сою, оставив рекордное количество на складах к концу 2018 года. В середине 2019 года администрация Трампа начала выплачивать фермерам $14,5 млрд долларов в дополнение к $10 млрд долларов помощи, полученной ими в 2018 году.
По данным Quarterly Journal of Economics, импортные тарифы выросли с 2,6% до 16,6% на 12.043 продукта, что составляет $303 млрд долларов или 12,7% импорта США.
Контрмеры со стороны торговых партнеров США увеличили тарифы с 7,3% до 20,4% на 8.073 продукта, что составляет $127 млрд долларов экспорта США.
Исследование, опубликованное в журнале, показало, что потребители США понесли большую часть потерь от повышения тарифов в 2018–2019 годах:
В результате потери американских потребителей и фирм, закупающих импортные товары, составили $51 миллиард долларов, или 0,27% ВВП. Мы применили расчетную торговую эластичность к модели общего равновесия экономики США.
После учета тарифных поступлений и выгод для отечественных производителей совокупная потеря реальных доходов составила $7,2 миллиарда долларов, или 0,04% ВВП. Импортные тарифы благоприятствовали секторам, сосредоточенным в политически конкурентных округах, и модель предполагает, что работники товарного сектора в округах с преобладанием республиканской власти больше всего пострадали от ответных тарифов.
В соответствии с так называемым торговым соглашением «первой фазы», подписанным в январе 2020 года, Китай обязался увеличить импорт США на $200 млрд долларов по сравнению с уровнем 2017 года и усилить правила интеллектуальной собственности.
США согласились вдвое сократить некоторые из новых тарифов, которые они ввели в отношении Китая.
Белый дом заявил, что рассмотрит дополнительные вопросы в рамках «второй фазы» сделки, которая так и не состоялась.
По данным Института международной экономики Петерсона, Китай не купил ни одного из дополнительных $200 млрд долларов экспорта США в рамках торговой сделки Трампа.
Администрация Байдена сохранила большую часть тарифов Трампа и добавила свои собственные, в мае этого года увеличив тариф на импорт китайских электромобилей в четыре раза с 25% до 100%.
The Guardian сообщает, что Белый дом также заявил, что вводит более строгие ограничения на китайские товары на сумму $18 млрд долларов. Пошлины вырастут с 7,5% до 25% на литий-ионные аккумуляторы, с нуля до 25% на критически важные минералы, с 25% до 50% на солнечные элементы и с 25% до 50% на полупроводники.
Тарифы на сталь, алюминий и средства индивидуальной защиты, которые сейчас варьируются от 0% до 7,5%, вырастут до 25%.
Избранный президент Трамп неоднократно предлагал повысить тарифы, включая 10-20% всеобщий тариф для всех торговых партнеров, а также 60% тариф на китайский импорт. На этой неделе он пригрозил 25% тарифами для Канады и Мексики.
Трамп пообещал ввести 200% тариф на китайские автомобили, произведенные в Мексике, а также ряд других протекционистских мер, затрагивающих сталь, солнечные панели, полупроводники и аккумуляторы.
В дополнение к более высоким тарифам Трамп также призвал к продлению индивидуальных налоговых льгот, которые он ввел в 2017 году, и дальнейшему снижению налогов для корпораций.
Исследование, проведенное Налоговым фондом, показало, что тарифы Байдена для Китая составили увеличение налогов на $3,6 млрд долларов, а тарифы Байдена-Трампа приведут к сокращению долгосрочного ВВП на 0,2% и сокращению занятости на 142.000 рабочих мест.

В общей сложности тарифы на сумму $79 миллиардов долларов приравниваются к ежегодному увеличению налогов на домохозяйства в США на $625 долларов.
Если новые тарифы Трампа будут введены, они добавят еще $524 млрд налогов в год, сократят ВВП на 0,8% и сократят занятость на 684.000 рабочих мест. Эти цифры не учитывают последствия ответных мер.
По состоянию на март 2024 года тарифы торговой войны привели к более чем $233 млрд более высоких налогов, собранных для правительства США с потребителей США. Из этой суммы $89 млрд, или около 38%, были собраны во время администрации Трампа, в то время как оставшиеся $144 млрд, или около 62%, были собраны во время администрации Байдена.

Стоимость тарифов на электромобили
В августе 2023 года Китай объявил об ограничениях на экспорт галлия и германия, а в декабре последовал запрет на экспорт технологий, используемых для извлечения и разделения редкоземельных металлов. Запрет также включал технологии, используемые для производства редкоземельных магнитов и материалов из сплавов редкоземельных металлов. Ограничения на экспорт графита также были введены в декабре 2023 года.
Китаю не потребовалось много времени, чтобы отомстить администрации Байдена за 100% тариф на импорт китайских электромобилей. Пекин начал антидемпинговое расследование в отношении импорта химикатов из США, ЕС, Японии и Тайваня.
В мае 2024 года Project Syndicate сообщил, что торговые отношения между США и Китаем достигли точки невозврата, и что обе страны теперь находятся в «полномасштабной экономической войне», которая будет иметь «далеко идущие геополитические последствия».
В статье Big Picture, написанной несколькими авторами, отмечалось, что тарифы Байдена на китайские электромобили равносильны признанию того, что прошлые меры не смогли помешать Китаю «стремительно продвигаться вперед», и, нацеливаясь на электромобили, они «подрывают более широкую повестку дня в области изменения климата».
Ранее цитируемый Карл Бильдт из Европейского совета по международным отношениям заявил, что новые меры не могут быть оправданы соображениями национальной безопасности, как прошлые тарифы, добавив, что все, что они сделают, это «помешают более дешевым, часто лучшим зеленым технологиям достичь потребителей в США».
В другой статье Project Syndicate говорилось, что, введя огромные тарифы на китайские электромобили, Америка обнажила собственное лицемерие и экономическую уязвимость.
Пинелопи Голдберг написала, что тарифы Байдена значительны по двум причинам:
- Во-первых, последние тарифы, которые включают резкое повышение на ряд других товаров, от полупроводников до игл и шприцев, являются последним гвоздем в гроб торгового сотрудничества США и Китая. Можно прекратить отрицать полный разрыв отношений.
- Во-вторых, тарифы означают поражение. Отставая в опросах по мере приближения выборов этого года, Байден и его команда чувствовали себя обязанными присоединиться к антикитайскому, антиторговому рвению, которое стало одним из немногих объединяющих вопросов в поляризованной стране.
Эти опасения возникают, несмотря на более ранние тарифы, экспортные ограничения и агрессивную промышленную политику, проводимую через Закон о чипах и науке и Закон о снижении инфляции (IRA). Эскалация торговой войны фактически признает, что эта предыдущая политика (пока) не дала результатов, и что Китай стремительно движется вперед, несмотря на встречные ветры. Даже если тарифы в значительной степени символичны, они являются символом слабости.
Более того, Голдберг утверждает, что Китай является наиболее конкурентоспособным по цене производителем электромобилей благодаря агрессивным субсидиям потребителям, крупным инвестициям в инфраструктуру зарядки и требованиям к содержимому, которые отдают предпочтение более дешевым литий-железо-фосфатным (LFP) аккумуляторам от китайских производителей.
В то время как положения IRA и Европейского зеленого соглашения направлены на то, чтобы повторить успех Китая, США и Европа начинают с большим преимуществом в стоимости по сравнению с Китаем, и факт остается фактом: его отрасль электромобилей более конкурентоспособна, утверждает Голдберг. Она заключает:
В худшем случае потребители в США просто откажутся от электромобилей, отталкиваемые более высокими затратами, связанными с их производством в западных странах.
Как долго может продлиться торговая война между США и Китаем? Экономист из Университета Рочестера написал статью, в которой говорится, что ожидания затяжной торговой войны были низкими во время последней администрации Трампа, но высокими во время срока Байдена. Модель, которая использовала исторические данные, предсказывает, что вероятность окончания торговой войны к 2025 году составляет менее 20%.
В статье Associated Press, опубликованной на этой неделе, цитируется высокопоставленный чиновник Министерства торговли Китая, который сказал, что более высокие пошлины на китайский экспорт дадут обратный эффект, просто увеличив цены, которые платят потребители, в то время как Китай может выдержать воздействие таких «внешних потрясений».
Эффект наблюдателя
Легко представить себе торговую войну между США и Китаем в вакууме, но факт в том, что она оказала значительное влияние на другие так называемые страны-«наблюдатели».
В докладе Центра исследований экономической политики (CEPR) за 2023 год были рассмотрены экспортные реакции 48 крупнейших экспортеров по трем направлениям: США, Китай и остальной мир.
Исследование показало, что торговая война в целом расширила возможности для большинства стран, а не просто вызвала сдвиги в торговых моделях. Многие страны увеличили свой экспорт в США товаров, на которые распространяются тарифы. Еще более удивительно то, что эти страны также увеличили свой экспорт в остальной мир, в то время как их экспорт в Китай в основном не пострадал.
В целом страны-наблюдатели увеличили свой экспорт облагаемых тарифами товаров в среднем на 6,7% за исследуемый период.
На рынках, где торговля между США и Китаем сократилась, Вьетнам, Таиланд, Корея и Мексика стали основными победителями экспорта. Другие страны, включая Украину, Египет, Израиль и Колумбию, столкнулись с сокращением экспорта.
Успешные экспортеры, как правило, поставляли товары, которые заменяли китайский импорт. Они также смогли нарастить производство и добиться экономии за счет масштаба, так что себестоимость единицы своих товаров снизилась.
Другие страны, упомянутые в абзаце выше, потерпели неудачу, потому что их экспорт дополнял, а не замещал товары, пострадавшие от тарифов.
Вьетнам стал одним из крупнейших победителей торговой войны, увеличив экспорт шин, толстовок и пылесосов как в США, так и в остальной мир.
Недавняя статья Project Syndicate показала, что страны, затронутые западным протекционизмом, можно разделить на две группы: страны, интегрированные в китайскую цепочку поставок, такие как Вьетнам, Таиланд, Индонезия, Малайзия и Южная Корея, и страны, менее зависящие от нее, такие как Мексика, Индия, Турция, Бразилия, Польша и Венгрия. Вторая группа может выиграть больше от торговой политики США.
Индия является ярким примером. Она успешно привлекла несколько западных фирм, покидающих Китай с момента запуска своей стратегии «Китай плюс один» в 2014 году. Примечательно, что Apple значительно расширила свои производственные операции iPhone в Индии, и, как сообщается, Tesla может последовать этому примеру.
Недавно я посетил принадлежащий американцам завод недалеко от Ченнаи, который производит солнечные панели для экспорта в США. Эта операция обязана своим успехом тарифам Трампа на импортные солнечные панели из Китая, которые администрация Байдена сохранила. Без этих мер эффективность и масштаб китайских производителей — подкрепленные огромными государственными субсидиями — сделали бы Индию непривлекательным местом для инвестиций. Но Индия смогла воспользоваться этой возможностью и увеличить свой экспорт солнечных панелей.
Тарифы Трампа на товары из Канады и Мексики
Трамп, который всегда был лидером, выводящим другие страны из равновесия, ранее на этой неделе объявил, что введет пошлины в размере 25% для важнейших торговых партнеров США, Канады и Мексики, якобы в качестве наказания за допущение нелегальной иммиграции и наркотиков в страну.
Избранный президент также заявил, что своим указом введет 10%-ную пошлину на китайские товары, ввозимые в страну, — запутанное событие, учитывая, что Трамп проводил кампанию за 60%-ные пошлины на китайский импорт. Неясно, будет ли 10%-ная пошлина действовать сама по себе или будет добавлена к 60%-ной пошлине.
В своем сообщении на платформе Truth Social Трамп объявил о намерении ввести пошлины на импорт из Мексики и Канады с первого дня своего президентства. Эти меры будут действовать до тех пор, пока не прекратится незаконное проникновение мигрантов и распространение наркотиков.
И Мексика, и Канада имеют все основания и возможности для решения этой давней проблемы.
Соединенные Штаты являются крупнейшим торговым партнером Канады, и предприятия и частные лица закупают товаров в США больше, чем в Китае, Японии, Франции и Великобритании вместе взятых. США также активно торгуют с Китаем, Канадой и Мексикой.
Если будут введены пошлины, это вызовет вопросы о будущем соглашения между США, Мексикой и Канадой, преемника НАФТА, которое было заключено для снижения торговых барьеров.
Гэри Нг, старший экономист по Азиатско-Тихоокеанскому региону в Natixis в Гонконге, сказал Al Jazeera, что тарифы могут привести к росту инфляции в США, что затруднит Федеральному резерву снижение процентных ставок.
Таким образом, прямым следствием является то, что доллар останется сильным, и мировым центральным банкам будет сложно смягчить политику, если они не примут обесценивание валюты. Это положительно для роста США в краткосрочной перспективе, но плохо для остального мира.
Экономисты, цитируемые Al Jazeera, предупредили, что предложения Трампа увеличат стоимость повседневных товаров в США и снизят мировой рост. Экономисты, цитируемые Reuters, заявили, что тарифные планы Трампа поднимут импортные пошлины США до уровня 1930-х годов, подстегнут инфляцию, приведут к краху торговли между США и Китаем, вызовут ответные меры и радикально изменят глобальные цепочки поставок.
Reuters отметило, что тарифы могут создать проблемы для азиатских производителей автомобилей и электроники, которые используют Мексику в качестве низкозатратного производственного шлюза на рынок США.
Во время предвыборной кампании Трамп заявил, что установит тарифы до 200% на автомобили, ввозимые через границу США и Мексики.
Европейские автопроизводители также могут сильно пострадать от тарифов. Среди компаний, ведущих крупные операции в Мексике, — Stellantis и Volkswagen.
В другой статье Reuters на эту тему были высказаны следующие соображения:
- Автопроизводители уже борются со спадом спроса, ростом затрат, более медленным, чем ожидалось, переходом на электромобили и растущей конкуренцией со стороны китайских конкурентов, таких как BYD.
- Некоторые могут решить расширить операции в Соединенных Штатах и перенести производство из Мексики.
- Соединенные Штаты импортировали примерно столько же автомобилей из Мексики, сколько и из Европы в 2023 году, но почти в четыре раза больше автомобильных деталей.
- Почти 80% автомобилей, экспортированных из Мексики в период с января по июль этого года, были отправлены в США.
- Для Stellantis, четвертого по величине автопроизводителя в мире, каждый дополнительный процентный пункт пошлин на импорт из Мексики может сократить прибыль до налогообложения примерно на 160 миллионов евро.
- Около 65% автомобилей, которые VW продает в Соединенных Штатах, больше не будут конкурентоспособными, если на импорт из Мексики будут добавлены пошлины. Его автозавод в Пуэбле является крупнейшим в Мексике и одним из крупнейших в VW Group, выпустив почти 350.000 автомобилей в 2023 году, включая Jetta, Tiguan и Taos — все для экспорта в США.
- Volkswagen US импортировал из Мексики в этом году примерно в 10 раз больше, чем из Европы.
- Mercedes-Benz и BMW могли бы производить больше на своих заводах в США, но новые модели потребуют значительных инвестиций в оснастку. Оба немецких автопроизводителя экспортируют автомобили из США, что может дать им право на возврат пошлин.
- Более половины из 410.793 автомобилей, произведенных на заводе BMW в Спартанбурге, Южная Каролина, в 2023 году, были экспортированы. Некоторые из них могли бы быть проданы на местном рынке.
- Инвестиции в США со стороны европейских автопроизводителей и поставщиков в основном осуществляются в такие штаты, как Южная Каролина, которые обычно голосуют за Республиканскую партию Трампа. На европейские компании пришлось $12 миллиардов долларов, или 58%, из $20,7 миллиардов долларов инвестиций в автомобильную промышленность с 2006 года, что значительно превышает инвестиции американских компаний в размере $3,8 миллиарда долларов.
The Economist отметил, что экономический ущерб для соседей Америки может быть намного больше, чем для Китая. В прошлом году только 15% экспорта товаров из Китая было отправлено в Америку, по сравнению с 78% экспорта Канады и 80% экспорта Мексики.
Потенциальный эффект для Канады настолько серьезен, что некоторые канадские политики, в частности премьер Онтарио Даг Форд, предложили подставить Мексику и вместо этого заключить двустороннее торговое соглашение с США.
Barron's подсчитал, что 10% тариф может повысить стоимость нового автомобиля в США на 4–5%. 25% тариф для Канады и Мексики подразумевает, что скачок цен будет ближе к 8%.
Более высокие издержки могут сократить маржу прибыли GM на 2-3 процентных пункта по сравнению с 2 и 1 пунктом для Stellantis и Ford соответственно.
25% тариф для Мексики и Канады сократит продажи автомобилей в США примерно на 1,1 миллиона единиц, подсчитал аналитик, цитируемый Barron's.
Правительство Мексики предупредило, что высокие тарифы Трампа ударят по экономике США, а министр экономики Марсело Эбранд заявил в среду, что потери рабочих мест в США могут превысить 400.000.
General Motors и Ford, работающие в Мексике, производят 88% пикапов, продаваемых в США, и Эбранд оценивает, что средняя цена пикапа увеличится на $3.000 долларов.
По данным Financial Post, мексиканские чиновники заявили, что правительство планирует диверсифицировать торговлю с США, продвигая свое торговое соглашение с Европейским союзом и улучшая коммерческие связи с Бразилией. Мексика также может ввести компенсационные пошлины для США.
Эбранд подчеркнул важность улучшения торговых отношений между США, Мексикой и Канадой, заявив, что в период с января по сентябрь они составили $1,8 триллиона долларов и генерируют 30% мирового ВВП.
Заключение
Не иронично ли, что первоначальная торговая война 2018 года, которая началась с опасений США по поводу кражи интеллектуальной собственности, вернулась к китайским электромобилям?
США не могут конкурировать с Китаем в области электромобилей, потому что США не владеют цепочкой поставок — всем, от добычи и переработки критически важных минералов до аккумуляторов и сборки электромобилей — владеет Китай.
У нас нет сырья, и у нас нет технологий («интеллектуальной собственности») для производства электромобилей, поэтому первая реакция правительства США — сделать электромобили дороже, вытеснив с североамериканского автомобильного рынка более дешевые китайские электромобили с помощью 100%-ного тарифа (кто будет платить?).
Все ошибки Америки возвращаются, начиная с уступки General Motors китайцам технологии постоянных магнитов в 1990-х годах.
Без редкоземельных элементов, добываемых и перерабатываемых в Китае, Америка не смогла бы производить военную технику — редкоземельные элементы являются отличными умножителями, они используются при производстве всего: от компьютерных мониторов и постоянных магнитов до лазеров, систем управления наведением и реактивных двигателей. Заменителей нет, и нет других источников поставок, кроме Китая.
Но Китай не смог бы развить свою отрасль РЗЭ, если бы не сомнительное приобретение Magnequench, подразделения General Motors, созданного в 1986 году. В 1982 году научный сотрудник General Motors Джон Кроат создал самый сильный в мире постоянный магнит с использованием редкоземельных элементов. Целью Magnequench было производство магнитов из неодима, железа и бора (NdFeB), превосходного типа постоянного магнита, который был нужен GM для своих автомобилей.
В 1988 году базирующаяся в Индианаполисе компания Magnequench была загадочно продана членам семьи бывшего китайского лидера Дэн Сяопина. Затем предприятие было закрыто и переведено в Китай в 2000 году.
Мы позволили этому случиться. Трамп пытался исправить кражу интеллектуальной собственности и дефицит в торговле между США и Китаем, но ему не удалось заключить сделку, прежде чем он проиграл выборы 2020 года.
Президент Байден продолжил тарифы Трампа, а на электромобили увеличил их в четыре раза, доказав, что глобализация мертва, и китайцы снова нас обманули. У нас нет выхода, и люди должны понимать, что нам нужен Китай больше, чем мы Китаю.
Тарифы Трампа на Китай, Канаду и Мексику грозят переупорядочить мировые торговые пути и цепочки поставок — то, что уже происходит из-за того, что Китай продвигает свои позиции в Латинской Америке.
Государственная китайская компания открыла порт в Чанкае (Перу). Этот порт сокращает время доставки грузов в Китай почти на две недели, что снижает логистические издержки как минимум на 20%.
Например, китайская государственная компания Cosco Shipping открывает порт в Чанкае, Перу.
Порт Перу, построенный в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь» (BRI), сократит время доставки в Китай с 35 до 23 дней, что снизит расходы на логистику как минимум на 20%, заявил представитель МИД Китая. Чанкай станет первым портом в Южной Америке, контролируемым Китаем. Он может принимать суда вместимостью до 18.000 TEU (эквивалентные 20-футовые единицы), крупнейшие в мире. Суда могут напрямую отправляться в Азию и из Азии, минуя Северную Америку.
Посол Бразилии в Перу говорит, что порт Чанкай — это «возможность для производства зерна и мяса», назвав четыре бразильских штата, которые получат выгоду. Он добавил, что «бразильские компании рады возможности не использовать Панамский канал для доставки своих товаров в Азию», и отметил, что потребуются инвестиции в Межокеанское океаническое шоссе, которое проходит от юга Перу через Анды в Бразилию.
Железнодорожное сообщение находится на стадии изучения. Учитывая то, что происходит в Южной Америке, а ранее в Африке, торговая война, спровоцированная Соединенными Штатами и навязанная не только Китаю, но и союзникам США в Европе, Канаде и Мексике, напрямую связана с планами Китая по доминированию в мировой торговле.
Сначала Трамп направил свое оружие на Китай, пообещав 60% тарифы. Затем он изменил сценарий и пригрозил 25% тарифами Канаде и Мексике. Европейские автопроизводители с заводами в Мексике могут серьезно пострадать.
Поскольку западные державы ссорятся между собой, Китай получает полную свободу действий в укреплении своей цепочки поставок из Южной Америки в Китай, включая соглашения о поставках с литиевых и медных рудников.
Помните, у Китая уже есть инициатива «Один пояс, один путь», к которой присоединились почти 150 стран. Почему Пекин должен беспокоиться о 60-70% тарифах на китайский импорт в США, когда две трети населения мира и 40% мирового ВВП находятся в торговой орбите Китая?
Глобализация мертва, и мир реорганизуется в торговые блоки. Всемирный экономический форум выделяет шесть, но на самом деле это Китай и США друг против друга, и каждый из них формирует торговые альянсы со странами, которые получат наибольшую выгоду от соглашения.
США закрывают свои границы физически и экономически высокими тарифными стенами. Тарифы вызывают инфляцию, являются налогом для потребителей и тормозят экономический рост. Вместо тарифов США должны думать о цепочках поставок и о том, как получить материалы, необходимые для новой электрифицированной экономики. Вместо того, чтобы вводить тарифы против своих североамериканских торговых партнеров Мексики и Канады, им следует искать соглашения о закупках с шахтами в Мексике, Канаде и особенно в Южной Америке, где есть изобилие шахт и минералов.
Китай давно понял, что «тот, у кого есть сырье, правит миром». Не пора ли Америке осознать эту реальность и начать работать над решениями, создавая новые торговые отношения со своими союзниками или возобновляя существующие? Мы также должны помнить, что если Дональд Трамп говорит, что собирается что-то сделать, это не значит, что это действительно произойдет. Трамп — бизнесмен, который ищет выгодную сделку. Его угрозы часто являются лишь первым залпом, и он ожидает, что другая сторона сделает встречное предложение.
Хотя Трамп, кажется, держит все карты на руках, поскольку республиканцы контролируют Белый дом, Сенат и Палату представителей, на самом деле его администрация может столкнуться с различными внутренними и международными кризисами, которые могут подавить его администрацию и сорвать предыдущие планы.
Примерами служат глобальное потепление, еще один кризис здравоохранения, такой как COVID-19, экономика и геополитика. Как напоминает нам Project Syndicate:
Потенциальные источники нестабильности найти несложно, включая огромный и растущий бюджетный дефицит Америки, хрупкие глобальные цепочки поставок, все более нестабильную экономику Китая, слабеющие европейские рынки и военные конфликты в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.
В дополнение к этим уже существующим уязвимостям есть новые, которые Трамп внедрит, если начнет еще одну торговую войну против Китая, сократит налоги для богатых, безрассудно сократит размер правительства и урежет регулирование частного сектора. Его повестка дня — рецепт непредвиденных последствий и неэффективности правительства.
Сторонники Трампа, похоже, верят, что их лидер невосприимчив к взлетам и падениям политики и истории. Но эта иллюзия продлится недолго. События это подтвердят.
Другие прогнозы цен и аналитика рынка: