
Самая высокая ликвидность у денег. Их нет необходимости менять на самих себя, но купить за них можно все что угодно. Поэтому деньги считаются самоликвидными или абсолютно ликвидными. Поскольку и деньги, и заводское оборудование, и иное имущество с финансовой точки зрения принято называть активами, то далее мы будем рассматривать такое понятие, как ликвидность активов или даже ликвидность компании, владеющей этими активами.
С какой целью производят оценку ликвидности активов компании
Оценку ликвидности активов компании выполняют, чтобы подтвердить платежеспособность фирмы и возможность покрыть имеющиеся долги за счет своего имущества.
Когда склады компании полны товарами, а на счетах присутствуют большие суммы денег, с нее реже требуют предоплату и легче предоставляют кредитование в банках, потому что есть гарантия последующих расчетов.
И наоборот, если счета пусты, а все имущество составляют развалины фабричных зданий в промзоне, то фирма близка к банкротству и не сможет выполнить свои долговые обязательства.
Разновидности и характеристики ликвидности
Чтобы проанализировать способность фирмы вовремя расплачиваться по счетам, вычисляют специальный коэффициент ликвидности, пользуясь информацией из балансовой отчетности. В результате получают данные, позволяющие понять, как соотносится оборотный капитал фирмы и ее долговое обременение.
Выделяют три вида ликвидности — текущую, быструю и абсолютную. Все из них характеризуется своими коэффициентами.
Расчет текущей ликвидности

Эту характеристику называют коэффициентом покрытия. Ее вычисляют, как отношение активов, находящихся в обороте, к имеющимся на данный момент пассивам (кратким долговым обязательствам). Способ расчета представлен справа:
Этот индикатор демонстрирует способность компании к погашению своих текущих долгов с использованием лишь активов, находящихся в обороте. Чем больше его значение, тем крепче платежеспособность, а значит, и ликвидность активов компании. Когда данный коэффициент ниже 1,5, это означает, что фирма не способна в срок расплатиться с партнерами. Приемлемым значением является 2.
Вычисление быстрой ликвидности


Эта характеристика вычисляется, как соотношение текущих высоколиквидных активов к краткосрочным долгам. Запасы производственных материалов не рассматриваются в качестве такого имущества, так как их быстрая реализация всегда убыточна. Формулу расчета показателя смотрите ниже:
Ориентируясь на показатель, можно оценить возможность компании рассчитаться по текущим обязательствам перед партнерами, если возникнут непредвиденные осложнения. В идеале он должен принимать значения больше 1.
Расчет абсолютной ликвидности
Для его вычисления находят сумму краткосрочных инвестиций и денег, находящихся на счетах фирмы в банках. Полученное значение делят на объем имеющихся в данный момент обязательств. Вычисления производят также как при оценке быстрой ликвидности, за исключением сумм дебиторской задолженности. Формула показана справа. Нормой будет считаться значение 0,2 и выше.
Виды ликвидности по сферам деятельности
Ликвидность компании
Это понятие показывает, как долговые обязательства фирмы соотносятся с имеющимися ликвидными активами. Иными словами, в какой срок предприятие может расплатиться по счетам. Иногда слова «платежеспособность» и «ликвидность» имеют одинаковый смысл.
Собственность, реализовать которую по рыночной цене возможно в кратчайшие сроки, является ликвидной. Она в свою очередь бывает оборотной и необоротной.
Активы, приносящие фирме прибыль не менее года, считаются оборотными. Это может быть все, что применяется в производственном процессе или позволяет рассчитываться с партнерами — вложения на срок до двенадцати месяцев, краткосрочные дебиторские долги, сырьевые материалы и денежные средства.
Имущество, приносящее прибыль более года, считается необоротным активом. К нему можно причислить долгосрочные инвестиции, производственное оборудование, недвижимость и запатентованные технологии и разработки.
Ликвидность оборотных активов компании всегда выше, чем у необоротных.
По степени ликвидности активы также можно разделить на 4 категории:
- А1 — самые ликвидные — инвестиции на короткий срок и наличные деньги.
- А2 — имущество, подлежащее быстрой продаже — кратковременная дебиторская задолженность.
- А3 — то, что нельзя реализовать быстро — долгосрочные дебиторские долги, налоговые отчисления на добавленную стоимость, резервы материалов.
- А4 — собственность, которую сложно продать, считающаяся необоротной.
На балансе каждой компании есть еще и пассивы. Они включают в себя кредитные займы, полученные в банках, а также акционерный и уставной капитал фирмы. В зависимости от срочности погашения задолженности пассивы также бывают четырех категорий:
- П1 — выплаты по кредитам и другие, не терпящие отлагательств обязательства.
- П2 — долги по дивидендным выплатам акционерам, кредитная краткосрочная задолженность и иные пассивы краткосрочного характера.
- П3 — кредитная задолженность и пассивы долгосрочного характера.
- П4 — резервные суммы для предстоящих платежей и будущих расходов, ожидаемая прибыль и другие пассивы, обладающие относительной устойчивостью.
Балансовая ликвидность
Она характеризует способность компании к исполнению своих обязательств за счет имеющихся денежных средств. Время реализации активов при этом должно быть не больше времени погашения долгов. Расчет этого показателя выполняют, находя отношение объема долга к стоимости реализации ликвидных активов.

Баланс обладает абсолютной ликвидностью при соблюдении следующих условий отношения активов к пассивам, как показано справа. Сравнение первой и второй категории активов, а также первой и второй категории пассивов дает возможность оценить текущие показатели ликвидности.
Если же соотнести А3 с А4 и П3 с П4, то можно понять, насколько ликвидной будет компания в перспективе и предсказать степень ее платежеспособности, сравнив будущие доходы и расходы.
Банковская ликвидность
Под этой условной характеристикой понимают способность кредитной организации выплатить вкладчикам проценты по депозитам. При кредитовании частных лиц и бизнеса объем денег в банке уменьшается, что отрицательно влияет на его ликвидность.
Для поддержания надлежащей ликвидности банк должен обладать достаточным количеством резервных активов, в качестве которых не всегда выступают финансовые инструменты. Часть денежных средств, как правило, вложена акции и облигации, которые возможно быстро реализовать. Этот аспект функционирования кредитных организаций строго контролируется Российским Центробанком.
Дополнительно, банк может владеть необоротными низколиквидными активами, такими как офисная и автомобильная техника, недвижимость и т.д.
Рыночная ликвидность
Свойством ликвидности обладают не только фирмы и банковские учреждения, но и рынки. Например, рынок услуг, фондовый рынок и т.д. Высоколиквидным может считаться тот рынок, на котором объем заключаемых сделок будет постоянным при небольшом спреде между стоимостью продаж и приобретений. Само количество контрактов должно быть велико, чтобы не влиять на стоимость услуг и товаров.
Индикатором рыночной ликвидности служит показатель под названием «churn» (перемешивание). Он показывает взаимное соотношение общей суммы проведенных сделок и стоимости в действительности отправленных товаров или предоставленных услуг. Рыночная ликвидность достигается, когда значение этого коэффициента более 15.
Ликвидность ценных бумаг
Показатель характеризуется разницей между стоимостью приобретения и стоимостью последующей продажи, а также общей суммой торговых сделок с облигациями или акциями. При этом, чем больше проведено торговых сделок, тем ниже становится спред и больше ликвидность.
Акции или облигации считаются ликвидными, если существует возможность их быстрой продажи и покупки в большом количестве без большой разницы в стоимости. Низколиквидные ценные бумаги обладают противоположными свойствами.
Ликвидность денежных средств
Сохранение покупательной способности той или иной валюты и возможность свободного ее использования в качестве средства платежей называется ликвидностью денег. В странах с высокими экономическими показателями деньги почти всегда являются ликвидными.
Снижение денежной ликвидности обусловлено инфляционными процессами с ростом стоимости потребительских и иных товаров, а также уменьшением покупательной способности национальных денег.
Ликвидная и неликвидная недвижимость
Ликвидными считаются объекты недвижимости, на которые есть большой спрос, и их можно легко реализовать. В целом, недвижимость считается менее ликвидной, чем наличность, акции, облигации и запасы товаров компании. Быстрая ее продажа затруднительна. Необходимо предварительно оценить объект, найти покупателя и оформить сделку. На все это уходит много времени, а предложенная цена часто бывает меньше рыночной.
Цена объектов недвижимости подвержена влиянию внешних причин, таких как наличие и дальнейшее развитие инфраструктуры района, присутствие рядом предприятий, влияющих на экологию и т.д.
Вопреки всему этому, недвижимость не является низколиквидным активом. Инвестиции в недвижимость всегда обеспечивают большую безопасность и доходность в сравнении с банковскими депозитами.
Оценка ликвидности
Из бухгалтерского баланса можно узнать, насколько платежеспособной является компания. Если балансовая отчетность является ликвидной, то ликвидностью обладает и сама фирма. Для анализа способности фирмы платить по счетам всегда изучают баланс.
Что влияет на ликвидность?
Ликвидность предприятия определяется количеством ликвидных активов в его собственности. Здесь не достаточно резервов быстрореализуемых товаров, хранящихся на складе, наличия краткосрочных инвестиций и денег на счетах в банках. Необходим так называемый уставной фонд. Инвестиционные вложения должны быть диверсифицированы, чтобы исключить опасность снижения их стоимости из-за состояния отдельных сегментов рынка.
Ликвидность активов компании зависит и от внутренних причин — репутации фирмы, структуры и принципов управления. Эта информация отсутствует в бухгалтерском балансе. Ознакомиться с ней можно, изучив финансовые отчеты и уставные документы. Имидж предприятия может формироваться под влиянием происков конкурентов, экспертной аналитики, отзывов клиентов и публикаций в средствах массовой информации.
Как повысить ликвидность?
Компания может стать более ликвидной, если сделать ее активы качественными — уменьшить кредитную составляющую, поднять доходность и нарастить оборотный капитал. Важным влияющим фактором считается уровень дебиторской задолженности. Для его снижения часто подписывают с должниками договор цессии (уступка прав требования или прав собственности), для передачи дебиторских долгов третьей стороне.