Монеты: покупка и продажа
магазин|торги
+7 (499) 553-08-82 работаем по будням с 10 до 18 Звоните перед приездом!
Биржевые индексы:
  • Золото: $ 1 877.58
  • Серебро: $ 27.92
  • Платина: $ 1 150.03
  • Доллар: 72.20
  • Евро: 87.38
Котировки

Золото МВФ: глобальный ресурс или химера?

Многие воспринимают золотые запасы Международного валютного фонда как легкодоступный ресурс для оказания повсеместной поддержки, но использование золота фондом предполагает серьезные ограничения и требует времени на получение одобрения со стороны всех участников.

использование золотых запасов МФВ ограничено

Рыночная стоимость золота Международного валютного фонда (МВФ) — около $170 миллиардов долларов США на конец 2020 года — намного превышает его историческую стоимость на балансе фонда, составляющую менее $5 миллиардов долларов. Неудивительно, что это привело к тому, что некоторые стали рассматривать золото МВФ как «бесплатный» ресурс, который следует использовать для удовлетворения насущных глобальных потребностей. И эти призывы стали громче, поскольку потребность в решении новых задач — от изменения климата до пандемии — столкнулись со стабильными или сокращающимся бюджетами, предназначенными для оказания помощи.

Конечно, МВФ может продавать золото, и значительная прибыль от продаж в последние годы укрепила поддержку стран с низким уровнем дохода со стороны фонда. Но ряд вопросов — юридических, политических и практических — ограничивает использование золота МВФ. Хотя детали могут показаться непростыми, они важны. В действительности признание ограничений помогает сосредоточить внимание на желаемых и одновременно достижимых вариантах. Основываясь на нашей новой статье «Финансирование возможного расширения поддержки МВФ для стран с низким уровнем дохода», мы выделили основные ограничения, начиная с тех, которые жестко закреплены в уставе организации и называются Статьями соглашения.

МВФ может проводить прямые продажи золота только при поддержке подавляющего большинства Исполнительного совета фонда в размере 85% голосов. Этот высокий порог означает, что поддержка США, которая также требует одобрения Конгресса, очень важна, и другие коалиции стран могут легко заблокировать продажи.

Более того, МВФ не имеет полномочий участвовать в других сделках, таких как ссуды, лизинг, свопы или использование золота в качестве обеспечения, которое могло бы повысить рыночную стоимость золотых запасов.

Статьи соглашения строго ограничивают использование прибыли от продажи золота. Подавляющая часть, если не весь объем, золота МВФ была приобретена до второй поправки к Статьям соглашения в 1978 году. Статьи предусматривают, что прибыль от золота, приобретенного «до второй поправки», должна быть переведена на Счет специальных выплат (SDA) и использована для предоставления льготной помощи по платежному балансу членам МВФ.

Однако еще одно условие заключается в том, что прибыль от продаж золота, хранимая на SDA, должна использоваться только для операций и транзакций, которые соответствуют «целям Фонда», как определено в Статье 1. Данная структура, по-видимому, не поддерживает использование прибыли от продажи золота, например, для предоставления целевого фонда для прямой поддержки расходов на климат или здравоохранение.

Ослабление этого ограничения потребует внесения поправки в статьи. Ратификация даже, казалось бы, не вызывающих споров поправок, как правило, требует месяцев, если не лет, с учетом того, что для одобрения необходимо получить 85% процентов голосов.

Высокий порог поддержки, необходимый для утверждения продаж, также привлекает внимание к другим политическим соображениям.

Золотые запасы МВФ рассматриваются как фундаментальная сила его баланса. С момента последнего финансового кризиса общий потенциал кредитования фонда в размере $1 триллиона долларов США был справедливо признан как оплот глобальной финансовой стабильности. Эта возможность по большей части представляет собой квоты на ресурсы и соглашения о займах.

Посредством этих ресурсов фонд — по сути, международный кредитор последней инстанции для стран, находящихся в бедственном положении — несет риски этого кредитования, так что центральные банки государств-членов, в свою очередь, могут держать ссуженные МВФ ресурсы на своих балансах по их полной номинальной стоимости.

В этом контексте (недооцененные) золотые запасы МВФ рассматриваются как дополнительная и жизненно важная поддержка уникального механизма финансирования. Эта роль, связанная с риском, не препятствует продаже золота, но многие акционеры МВФ рассматривают ее как резко ограничивающую масштабы таких продаж.

Также важным аспектом политики фонда, связанным с продажами золота, является предотвращение сбоев на рынке. Это необычный товарный рынок, поскольку (надземные) запасы золотого драгоценного металла очень велики по сравнению с годовым объемом добычи. В результате цена золота может быть очень чувствительной к изменениям или ожидаемым изменениям золотых резервов, включая запасы МВФ. Уменьшение опасений по поводу возможных сбоев на рынке, вероятно, будет оставаться важным фактором для получения политической поддержки для любых продаж золота. На пять крупнейших в мире стран-производителей золота приходится около 30% прав голоса в Исполнительном совете фонда и, таким образом, они могут заблокировать любые подобные операции (для которых требуется 85% голосов). Продажа драгметалла фонда не должна нарушать работу коммерческих рынков, а чем крупнее продажи, тем больше вероятность влияния на цену золота.

Несмотря на эти трудности, МВФ уже продавал золото для поддержки стран с низким уровнем дохода, и данную тактику можно использовать снова.

В 1999-2000 годах фонд продал около одной восьмой своих золотых резервов, чтобы помочь финансировать списание долгов, предоставленное странам с низким уровнем дохода в рамках Инициативы в отношении долга бедных стран с крупной задолженностью (HIPC). Масштабы этой операции соответствовали политике МВФ по хранению относительно большого количества золота из разумных соображений. В период с декабря 1999 года по апрель 2000 между фондом и двумя странами-участницами, у которых были финансовые обязательства перед МВФ, были проведены отдельные, но тесно связанные сделки на общую сумму 12,9 млн унций золота.

На первом этапе фонд продал золото по преобладающей рыночной цене, а прибыль в размере чуть более 2,2 млрд СПЗ (специальные права заимствования) была помещена на Счет специальных выплат. На втором этапе МВФ немедленно принял обратно по той же рыночной цене то же количество золота в счет погашения финансовых обязательств стран-участниц.

Поскольку в результате этих операций в 1999-2000 годах золотые резервы МВФ остались неизменными, они не повлияли на мировой рынок золота.

В условиях пандемии льготное кредитование МВФ в рамках Трастового фонда на цели сокращения бедности (PRGT) для поддержки стран с низким уровнем дохода резко увеличилось. Но этот уровень поддержки не является устойчивым в долгосрочной перспективе без новых свободных ресурсов для покрытия стоимости субсидий по кредитованию PRGT (как мы обсуждаем в новой статье). Итоговая сумма станет известна только в ближайшие год или два, но продажи для ее покрытия, вероятно, не превысят объемы 1999-2000 годов.

Операция, аналогичная той, что проводилась в 1999-2000 годах, в принципе может быть использована для предоставления новых ресурсов для субсидирования в рамках PRGT. Помимо поддержки Исполнительного совета в размере 85% голосов, это потребует согласия страны-участницы или стран-участниц на покупку золота у фонда по рыночным ценам и затем немедленного использования драгметалла для погашения предстоящих выплат по ссуде МВФ. Тогда это не повлияет на рынок золота, поскольку резервы фонда снова останутся неизменными.

Получить одобрение на продажу золота будет непросто. В лучшем случае на это вместе с планированием и проведением необходимых операций уйдут годы, а не месяцы. Трастовый фонд на цели сокращения бедности может послужить мостом к финансированию за счет продажи золота, но фундамент для этого следует закладывать уже сейчас.

Авторы: Марк Плант и Дэвид Эндрюс 9 февраля 2021 | Перевод: Золотой Запас

Другие прогнозы цен и аналитика рынка:

к списку новостей