Военная помощь США в обмен на добычу полезных ископаемых ускорит Бреттон-Вудс III

Это предложение соответствует давней точке зрения Трампа на использование иностранных природных ресурсов для компенсации военных расходов США. В частности, в 2011 году он раскритиковал стратегию США в Ираке, предположив, что захват нефтяных активов мог бы компенсировать Соединенным Штатам их военное участие.
Такие выплаты в натуральной форме не являются беспрецедентными. Исторически страны участвовали в подобных сделках, особенно связанных с нефтью. Например, в 1980-х годах Соединенные Штаты заключили соглашения со странами Ближнего Востока, обменяв военную поддержку на выгодные условия поставок нефти.
В нынешнем контексте президент Украины Владимир Зеленский выразил открытость этому предложению, рассматривая его как средство обеспечения необходимой оборонной помощи при предоставлении США ценных ресурсов. Однако проблемы сохраняются, поскольку многие месторождения полезных ископаемых Украины расположены в зонах конфликтов, что усложняет добычу.
Если это будет реализовано, соглашение предполагает более широкий сдвиг в мировом экономическом ландшафте, в котором сырьевые товары и стратегические ресурсы будут играть все более важную роль в международной торговле и финансах.
Возникающий порядок был назван Бреттон-Вудсом III, в котором страны ищут альтернативы традиционным валютным системам на основе фиатных денег путем накопления материальных активов и реструктуризации динамики мировой торговли.
В отличие от первоначальной Бреттон-Вудской системы (1944–1971 гг.), которая была основана на фиксированных обменных курсах и долларе, привязанном к золоту, Бреттон-Вудс II (с 1971 года) характеризовался фиатными деньгами и плавающими обменными курсами. Однако Бреттон-Вудс III предусматривает систему квазипривязанных обменных курсов, в которой сырьевые товары играют более важную роль, поскольку экономики вмешиваются в валютные рынки для управления своими валютами и поддержания конкурентных преимуществ в торговле.
Бреттон-Вудс III
В современном международном финансовом порядке развивающиеся рынки (особенно в Азии и на Ближнем Востоке) накапливают большие резервы долларов и реинвестируют их в активы США, в частности, в казначейские ценные бумаги. Предполагаемый Золтаном Пожаром, Бреттон-Вудс III представляет собой глобальный порядок, возникающий как побочный продукт как постоянных торговых дисбалансов, так и широкомасштабного уничтожения фиатных валют.
На протяжении десятилетий страны, в том числе Китай, Япония и страны- экспортеры нефти, сохраняли заниженный курс валют, чтобы поддержать экономический рост, основанный на экспорте. Таким образом, эти экономики стали чистыми кредиторами Соединенных Штатов, эффективно финансируя бюджетный дефицит и обеспечивая длительные периоды низких процентных ставок.
Китай представляет собой яркий пример экономики, которая активно управляет своей валютой, юанем (RMB), путем вмешательства на валютных рынках для поддержания конкурентного преимущества в мировой торговле. Народный банк Китая (НБК) часто корректирует обменный курс юаня посредством комбинации валютных привязок, контроля за капиталом и управления валютными резервами, гарантируя, что китайский экспорт останется привлекательным, предотвращая чрезмерное удорожание валюты.
Последствия нового глобального экономического режима, даже если они частично реализованы, глубоки. С одной стороны, прежняя система поддерживала мировую финансовую стабильность, обеспечивая спрос на долг США. Благодаря этому она позволила США иметь устойчивый дефицит текущего счета в течение невероятно длительных периодов без фискальной нагрузки. Однако платой за это стало возникновение структурных дисбалансов, когда развивающиеся рынки стали зависеть от денежно-кредитной политики США, поскольку США стали зависеть от иностранного финансирования.
Взаимная зависимость породила серьезный риск: возможность быстрого, беспорядочного свертывания или даже внезапного разрушения связей. Если иностранные кредиторы потеряют уверенность в приемлемости уровня долга США или откажутся от доллара в пользу альтернативных резервных активов, волатильность обменного курса, отток капитала и быстрый рост стоимости заимствований, вероятно, будут иметь серьезные последствия для мировой торговли и финансовых рынков.
Геополитическая напряженность и стремительная дедолларизация крупных экономик, таких как блок БРИКС, могут ускорить такой распад, что приведет к фрагментации мирового валютного порядка, в котором за доминирующее положение будут бороться несколько резервных валют.
Другим вероятным результатом порядка Бреттон-Вудс III является растущая роль товаров как средства сбережения и средства обмена в мировой торговле: растущее предпочтение внешних денег по сравнению с внутренними. Поскольку богатые ресурсами экономики и развивающиеся рынки будут искать альтернативы чрезмерной зависимости от доллара, золото, нефть и промышленные металлы будут все больше играть роль в диверсификации резервов и торговых расчетах.
Криптовалюты также сыграют свою роль. Этот сдвиг уже начался, как видно из усилий расширенного блока БРИКС по урегулированию трансграничных транзакций в валютах, обеспеченных товарами, или посредством двусторонних торговых соглашений, выраженных в недолларовых активах.
Центральные банки Китая, России и Ближнего Востока наращивают закупки золота, поднимая цену до исторических максимумов и одновременно сигнализируя о переходе к ощутимым, обеспеченным активами резервам по сравнению с долларом и казначейскими ценными бумагами. Если эта тенденция ускорится, это может привести к региональной или альянсовой многополярной валютной системе, в которой товары (включая, но не ограничиваясь золотом) играют стабилизирующую роль. Среди многих последствий Бреттон-Вудса III — серьезное ослабление непомерной привилегии доллара США как доминирующей мировой резервной валюты.
Процесс уже запущен
Если эта международная структура в конечном итоге оформится, предложенная администрацией Трампа сделка — торговля оружием с Украиной в обмен на редкоземельные металлы — может в конечном итоге стать ранней вехой более широкого перехода к транзакциям, обеспеченным товарами, от полностью финансируемой глобальной торговли.
Европейский союз (ЕС) заключил соглашение на 900 миллионов евро с Руандой, направленное на получение критически важного сырья, такого как кобальт и литий, необходимого для технологических отраслей. Эта сделка подверглась критике из-за предполагаемого участия Руанды в конфликте в Демократической Республике Конго (ДРК), где, с другой стороны, Китай укрепил свое влияние посредством существенных инвестиций в горнодобывающий сектор ДРК.
На данный момент китайцы выделили $7 миллиардов долларов на инфраструктурные проекты в обмен на доступ к богатым запасам меди и кобальта в стране. В другом случае Турция и Азербайджан укрепили свои двусторонние отношения, торгуя природным газом и стратегическими металлами, укрепляя свои экономические и геополитические связи. Наблюдается окончательный сдвиг в сторону ресурсной дипломатии, когда страны все чаще отказываются от бумаги и ценных бумаг в пользу природных активов для создания альянсов и продвижения стратегических интересов.
Последствия
Сдвиг в сторону реального финансового порядка, основанного на активах, может через некоторое время значительно изменить глобальные структуры власти, возвысив богатые ресурсами страны и уменьшив влияние традиционных финансовых центров. Страны, наделенные огромными запасами нефти, редкоземельных металлов или крупным надежным сельскохозяйственным производством, могут увидеть увеличение своего геополитического влияния, поскольку физические активы все больше становятся основой экономической стабильности.
Результирующим сдвигом может стать накопление критически важных ресурсов, поскольку страны стремятся контролировать стратегические материалы в пользу обмена. В крайних случаях это развитие может перерасти в конфликты, обусловленные ресурсами, поскольку государства будут стремиться заполучить месторождения дорогостоящих материалов.
Более того, двусторонние и бартерные торговые соглашения могут стать более распространенными, при этом страны будут обменивать товары напрямую на инфраструктуру, военную помощь или технологические знания, а не использовать финансовые рынки, основанные на долларе. (Во время холодной войны платежи натурой между коллективистскими странами были обычным явлением; сахар за нефть между Кубой и Советским Союзом, например.)
Такая перестройка может ослабить традиционные финансовые центры, такие как Нью-Йорк и Лондон, уменьшив их доминирование в мировых потоках капитала. Полностью реализованная, парадигма Бреттон-Вудса III может изменить иерархию мировых держав, подняв более мелкие страны, обладающие непропорционально большими запасами ресурсов, — такие как Монголия, которая производит 99% мировых запасов тербия, или Намибия, четвертый по величине поставщик урана на Земле, — при условии, что их институты будут достаточно стабильны, чтобы извлечь выгоду из вновь обретенного богатства.
Напротив, страны, которые исторически поддерживали экономическое господство за счет финансов и технологий, но испытывают нехватку природных ресурсов или желания их добывать, могут стать более посредственными державами до тех пор, пока или если они не обеспечат стабильные цепочки поставок товаров. Складские помещения и низкие ставки доставки станут новым проявлением достаточности капитала.
Система, основанная на товарах, также может перенаправить инновации, переместив инвестиции из спекулятивных технологий и финансов в сторону оптимизации энергетики, материаловедения и устойчивости цепочек поставок. Финансовые кризисы могут эволюционировать, принимая новые формы, обусловленные не кредитной экспансией, а обвалами цепочек поставок, экстремальными погодными сбоями или геополитическими эмбарго, которые вызывают каскады нестабильности.
Возникающий порядок, в котором материальные активы — а не абстрактные финансовые инструменты — начинают определять национальную экономическую безопасность и влияние, не является предрешенным результатом. Десятилетия технологической инфраструктуры, операционной практики и человеческого капитала создали мировые финансовые рынки, и они не будут сметены в одночасье.
Но фискальные и денежные излишества в сочетании с меняющейся важностью некогда упускаемых из виду ресурсов, рывками возвещают о Бреттон-Вудсе III. Последняя фаза медленной, но устойчивой дедолларизации, возможно, наступила в форме американского президента, выставляющего счета за поставки военного оружия не в деньгах, а в контрактах на добычу полезных ископаемых.
Другие прогнозы цен и аналитика рынка: