Приводят ли государственные расходы к инфляции?

Первая часть этой модели – это спрос и предложение на деньги, которые определяют уровень инфляции. Например, если денежная масса увеличивается на 4% в год, а спрос на деньги увеличивается на 2% в год, то инфляция составит 2%. Короче говоря, инфляция возникает всякий раз, когда предложение денег растет быстрее, чем спрос на них. Из этого следует, что вопрос о том, вызывают ли государственные расходы инфляцию, — это вопрос о том, влияют ли изменения в государственных расходах на предложение или спрос на деньги.
В конечном счете, центральные банки контролируют темпы роста денежной массы, контролируя то, что экономисты называют «мощными деньгами». Исторически, конечно, основной целью центральных банков было обеспечение правительств, которые их спонсируют, доходом, особенно в военное время. Даже в современную эпоху центральные банки часто сталкиваются с давлением со стороны политиков, требующих поддержать увеличение государственных расходов монетарными стимулами. Тем не менее, центральные банки в принципе могут отказаться помогать финансировать дополнительные расходы, поэтому нет необходимой связи между государственными расходами и денежной массой.
Как насчет связи между государственными расходами и спросом на деньги? Здесь все немного сложнее. Чтобы понять эту взаимосвязь, нужно ввести две дополнительные части модели (факторы, влияющие на спрос на деньги и рынок заемных средств) и сделать некоторые упрощающие предположения.
Я предполагаю, что темпы роста денежной массы остаются постоянными, т. е. центральный банк отказывается помогать финансировать дополнительные расходы. Я также предполагаю, что правительство платит за увеличение расходов путем выпуска долговых обязательств, которые оно использует для финансирования производства еще не произведенных товаров и услуг.
Спрос на деньги зависит от факторов, влияющих на желательность владения долей своего богатства в денежной форме: а именно, доход, доходность денег и доходность альтернативных активов, таких как краткосрочные и долгосрочные облигации.
Экономисты иногда называют эту долю «желаемой текучестью». Если, например, доходность денег увеличивается по сравнению с доходностью краткосрочных и долгосрочных облигаций, то желаемая текучесть также будет увеличиваться. И наоборот, если доходность этих облигаций возрастает по сравнению с доходностью денег, желаемая текучесть упадет.
Хотя дефицитные расходы не обязательно влияют на денежную массу, они влияют на доходность краткосрочных и долгосрочных облигаций и, как следствие, на спрос на деньги. Чтобы понять, почему дефицитные расходы имеют такой эффект, нам нужно понять, как работает рынок заемных средств. Предложение заемных средств представляет собой сбережения, доступные для потребления и инвестирования в государственном и частном секторах. Когда государственные расходы увеличиваются, а дефицит бюджета увеличивается, меньше средств доступно для использования частным сектором. В результате процентная ставка увеличивается, чтобы задушить частный спрос на заемные средства.
Конечно, единого рынка заемных средств не существует. Их очень много. Одним из наиболее важных из этих рынков является рынок облигаций. Когда правительства берут взаймы, они делают это путем выпуска облигаций. По мере увеличения предложения облигаций растет и их доходность. Если мы предположим, что увеличение предложения государственных облигаций не влияет на доходность держания денег, более высокая доходность по этим облигациям снизит желаемую текучесть. В результате темпы роста спроса на деньги падают по сравнению с темпами роста денежной массы, на которую, как я предположил, не влияет увеличение государственных расходов.
Поскольку денежная масса растет быстрее, чем спрос на деньги, люди будут пытаться потратить свои избыточные остатки наличности. В совокупности, однако, все не могут тратить свои денежные остатки, потому что доллар, потраченный одним человеком, является долларом, полученным кем-то другим. Таким образом, когда люди пытаются уменьшить свои денежные остатки, они взвинчивают цены на финансовые активы, товары и услуги.
Похоже, что увеличение государственных расходов может подстегнуть инфляцию за счет снижения темпов роста спроса на деньги. Но внешность может быть обманчива.
Сегодня почти 90% денежной массы в Соединенных Штатах составляют банковские депозиты. Доход от хранения денег в этой форме включает процентные платежи, которые банки выплачивают по депозитам, либо прямо через прямые процентные платежи, либо косвенно через различные льготы, такие как «бесплатная» проверка.
Поскольку процентные ставки растут в ответ на увеличение государственных расходов, банки обнаруживают, что им необходимо предлагать своим клиентам более высокие процентные ставки, увеличивая доходность денег. Банки будут продолжать платить более высокие ставки до тех пор, пока первоначальное снижение ликвидности полностью не прекратится. В результате спрос на деньги вырастет до того уровня, который был до того, как правительство увеличило расходы, тем самым компенсируя любую инфляцию, которая имела место изначально. Таким образом, государственные расходы также не влияют на спрос на деньги, по крайней мере, в долгосрочной перспективе.
Прежде чем закончить, давайте ненадолго вернемся к темпам роста денежной массы. Я предположил, что центральный банк отказался помочь финансировать увеличение государственных расходов, чтобы сосредоточиться на спросе на деньги. На практике центральные банки часто удовлетворяют финансовые потребности правительств, которые их спонсируют. В результате создается впечатление, что государственные расходы вызывают инфляцию. Ключевым моментом является то, что именно готовность центрального банка помочь финансировать государственные расходы, а не сами расходы, стимулирует инфляцию. Короче говоря, инфляция остается монетарным явлением.
Другие прогнозы цен и аналитика рынка: