На сегодняшний день золото входит в тройку самых покупаемых инвестиционных продуктов в мире. Оно прочно удерживает лидирующие позиции, как третий по востребованности среди инвесторов актив. 46% вкладчиков, предпочитают покупать именно золото. 54% людей для сбережения накоплений используют страховые полисы. 78% граждан доверяют банковским депозитам. Если рассмотреть отдельно рынок ювелирной продукции, то на долю покупки золотых изделий приходится 56% потребительских затрат, на долю приобретения платины — 34%.
Частные лица стремятся покупать драгметаллы в розницу, когда инфляция, политическая и экономическая нестабильность вызывают насущную необходимость защиты имеющихся накоплений от возможных негативных последствий. Растущие риски в области политики и экономики только за прошедший год стали причиной 44% всех подобных приобретений. Опрос также показал, что желтый металл пользуется большим доверием в сравнении с главными мировыми валютами у 61% людей.
Основное преимущество данного рынка — большое разнообразие инвестиционных инструментов. Всегда хорошо, когда есть из чего выбирать! Для удовлетворения личных предпочтений граждан здесь, кроме физического золота в его металлическом воплощении (золотые монеты и слитки), есть множество производных продуктов — паи, фьючерсы, акции золотодобывающих и перерабатывающих предприятий, обезличенные металлические счета и т.д. Есть простор, чтобы удовлетворить не только инвестиционные, но и эмоционально-культурные потребности. Всегда можно найти актив, чтобы выгодно инвестировать на долгосрочную перспективу или быстро купить и продать для сиюминутной прибыли.
Согласно опросу, одним из препятствий в стремлении активно покупать является отсутствие прозрачности и равноправности условий для всех участников рынка. Недостаток доверия и уверенности в выборе тех или иных активов пока не позволяет инвестировать еще больше. Особенно это касается новичков — инвесторов, совершающих первые шаги на этом сложном пути. При отсутствии достаточного опыта и знаний могут возникнуть сложности, недоверие и излишняя нервозность в отношениях с другими участниками рынка.
WGC делает неутешительные выводы относительно того, что недоверие является главной причиной, препятствующей желающим впервые инвестировать. Это довольно значительная группа респондентов — около 28%, стремящихся приобрести ювелирные изделия и примерно 48% частных инвесторов. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, в среде дилеров должен быть ужесточен контроль качества монет, слитков, наличия сертификатов и соответствия проб.
Есть и еще один негативный фактор. Найти и купить почти любой товар сегодня можно через сеть интернет, воспользовавшись смартфоном, планшетом или компьютером. К сожалению, эти инновации на рынок драгметаллов проникают не так быстро. Покупать физическое золото в режиме онлайн пока еще сложно.
В ведущих государствах уже есть множество интернет площадок, где покупают золото в цифровом виде или в виде физического драгметалла. Однако объем подобных сделок пока не велик, и есть реальная потребность в дальнейшем развитии данной сферы. Быстрые и простые способы инвестировать через онлайн-платформы, по мнению 40% респондентов, могли бы привлечь больше покупателей слитков и монет.
Но даже при всем удобстве цифровизации многие потенциальные инвесторы выражают мнение, что часть сделок с золотом все равно надо заключать «вживую» — во время личной встречи или хотя бы в телефонном режиме. Именно поэтому покупать золото через интернет решаются только 9% опрошенных. Для сравнения — 25% всех приобретений паев и фондовых инвестиционных продуктов осуществляется в режиме онлайн.
Следующее препятствие — отсутствие информированности людей о достоинствах золота, как инвестиционного продукта. Результаты анкетирования WGC показали, что 50% опрошенных отмечают недостаток данных по этому виду инвестиций в средствах массовой информации. А более 70% действующих инвесторов заявляют о нехватке сведений для того, чтобы выгодно покупать или продавать драгметалл. Практически отсутствуют данные о причинно-следственных связях, влияющих на изменения ценовой динамики.
Вот варианты ответов россиян на вопрос о том, собираются ли они инвестировать в золото в будущем:
- уже покупали в прошлом и собираются это делать дальше 22% российских респондентов (для сравнения — среди китайцев это 72%);
- никогда не инвестировали в золото, но подумывают об этом 57% опрошенных в России (42% канадцев);
- сознательно сторонятся покупки желтого металла 20% частных российских инвесторов (34% канадских и всего 4% индийских и китайских вкладчиков).
Отсюда вывод, что при невысокой популярности золотых инвестиций в России потенциал развития внутреннего спроса есть, и люди все чаще задумываются о том, чтобы инвестировать в золото. Открытые статистические данные за 2018 год подтверждают, что частный спрос на желтый металл в России был не более 3 тонн. В то время как в Китае он составил 304 тонны. Если либерализация рынка продолжится и будет отменен НДС на покупку слитков, то востребованность среди соотечественников в течение десятилетия может возрасти до 50 тонн ежегодно. Так считают эксперты.
Главным препятствием на пути роста популярности драгоценных металлов в Российской Федерации названо полное отсутствие финансовой культуры у населения в течение многих десятилетий. Во времена СССР существовало множество ограничений на владение драгоценным металлом. Чеканка золотых монет «Сеятель» являлась лишь исключением из правил.
Сегодня число инвесторов, которые предпочитают покупать золото, постепенно увеличивается. Однако пройдет еще не одно десятилетие, прежде чем, с оглядкой на Центробанк РФ, большинство простых людей также начнут активно в инвестировать в золото.