Инвесторам следует учитывать три вещи, не зависящие от президента США

У сторонников свободного рынка действительно есть основания для оптимизма. Скорее всего, президент Трамп займется дерегулированием. Эти идеи проскальзывали во время первого президентского срока Трампа и уже отразились в некоторых его указах. Например, Трамп предпринял шаги по возобновлению бурения нефтяных скважин. Также замечены первые признаки реформы, связанной с замораживанием найма на федеральном уровне.
Но кто бы что ни думал о президентстве Трампа, объективные инвесторы должны задуматься над некоторыми вещами. Президент не всесилен, и есть три вещи, которые могут существенно повлиять на экономику, но которые Трамп практически или вовсе не может контролировать.
Государственный долг
Государственный долг США растет головокружительными темпами. Как я писал недавно, федеральное правительство не сбавляя скорости несется к финансовому обрыву.
Трамп говорил о сокращении государственных расходов, что в новинку. Но ему предстоит еще много работы.
В первую очередь, ему нужно сотрудничество с Конгрессом. Учитывая партийную политику в США, это может оказаться сложной задачей.
Политические стимулы идут вразрез с сокращением расходов. Говорить об уменьшении трат легко — трудно воплотить идею в жизнь.
Это связано с природой политики. Главная забота политиков — добиться переизбрания. Это означает, что они, как правило, сосредоточены на том, чтобы за короткий срок завоевать благосклонность избирателей. Неудобная политика не принесет успеха на будущих выборах, а фискальные реформы не бывают удобными.
Представьте, что вы член Конгресса: хотели ли бы вы вернуться в свой округ и сказать избирателям, что сократили популярную программу?
В результате многие вещи, которые необходимо сократить, скорее всего, не будут затронуты.
Например, расходы на оборону составляют значительную часть дискреционного бюджета. Будут ли сокращать расходы Пентагона при текущей геополитической напряженности? Я тоже так не думаю.
Также важно помнить, что дискреционные расходы — статьи бюджета, которые можно сократить, — составляют лишь около 27% от общих расходов. Чтобы по-настоящему вникнуть в суть вопроса, нужно затронуть тему социального обеспечения и программы медицинской помощи Medicare. Касаться их значит подписать себе смертный приговор. Тут Конгресс будет, скорее, тянуть резину, чем проведет настоящие реформы.
Другая проблема заключается в том, что правительство всегда находит новый повод потратить деньги, будь то кризис за границей или внутри страны.
Разговоры о сокращении бюджета слышать не впервой, но каждый президент, начиная с Кэлвина Кулиджа, покидал США с большим государственным долгом, чем когда он вступал в должность. Даже если Трамп приложит все усилия, ему будет трудно изменить траекторию заимствований и расходов.
Денежно-кредитная политика
Трамп недавно заявил, что «потребует» немедленного снижения процентных ставок. Он может требовать все, что захочет, но он не в силах заставить Федеральную резервную систему что-либо предпринять.
Я не настолько наивен, чтобы думать, что ФРС не подвержена политическому влиянию, но Пауэлла в первую очередь волнуют экономические вопросы, а не политика. И, учитывая человеческую натуру, требования Трампа могут только подначивать упрямство Джерома Пауэлла.
Трамп не ошибается. Для функционирования погрязшей в долгах экономики-пузыря необходимы условия с более низкими процентными ставками. Но он и не прав. ФРС нужно дольше удерживать высокие процентные ставки, чтобы справиться с устойчивой инфляцией цен.
ФРС оказалась между молотом и наковальней. Ей необходимо одновременно повысить и понизить процентные ставки. Удачи с выполнением задачи.
А Трамп здесь бессилен. Его требования — рецепт для роста инфляции.
Почти два десятилетия безответственной денежно-кредитной политики
Наконец, Трамп мало что может сделать с последствиями более чем десятилетнего злоупотребления в сфере денежно-кредитной политики. Он ничего не сможет сделать с почти $9 трлн долларов, напечатанных после финансового кризиса 2008 года через многочисленные раунды количественного смягчения (QE). Он не может отменить неэффективные инвестиции в экономику и долговой пузырь, созданный длительным периодом искусственно заниженных процентных ставок. Точка невозврата уже пройдена.
Последствия – экономический крах и, возможно, финансовый кризис — нагрянут независимо от того, кто будет сидеть в Овальном кабинете.
Вполне возможно, что власть имущие смогут еще какое-то время оттягивать итог, но если посмотреть на траекторию развития экономики после финансовых махинаций эпохи доткомов, то крах, вероятно, не за горами.
Вывод
Хотя политика Белого дома имеет значение и может способствовать или препятствовать прогрессу, экономика живет независимо от президента.
Важно помнить об этом при принятии инвестиционных решений в ближайшие месяцы. Многие сейчас продают золото и серебро, воображая, что Трамп выправит экономику и возьмет под контроль инфляцию цен. Но президенты не всесильны. Будьте осторожны и не позволяйте своим политическим ожиданиям определять ваши экономические суждения.
Другие прогнозы цен и аналитика рынка: