Монеты: покупка и продажа
магазин|торги
+7 (499) 553-08-82 работаем по будням с 10 до 18 Звоните перед приездом!
Биржевые индексы:
  • Золото: $ 1 760.82
  • Серебро: $ 22.19
  • Платина: $ 913.00
  • Доллар: 73.60
  • Евро: 86.33
Котировки

Монеты из драгоценных металлов: памятка покупателям

В территории бывшего СССР и современной России монеты из драгоценных металлов чеканят с 1970-х гг. Разница между выпусками советской эпохи и сериями наших дней заключается в том, что первые изначально были нацелены на «капиталистический рынок». Продавали их за валюту гражданам других стран, в основном не входящих в зону Варшавского договора и других государств, находившихся под протекторатом Советского Союза.

о монетах из драгоценных металлов

Сами жители СССР такой возможности изначально не имели. Наши соотечественники смогли покупать монеты из драгоценных металлов лишь в девяностые. Именно тогда в стране начал создаваться легальный рынок продажи за рубли. Оборот инвестиционных и коллекционных дензнаков начал регулироваться государством, появилось соответствующее законодательство. Оно, как и налоговая база, касающаяся подобных вопросов, меняется постоянно и по сей день.

С 1975 г. по наше время монеты из драгоценных металлов изготавливаются из золота, платины, серебра и палладия. Купить их официально можно у Сбербанка, прочих российских и международных банков. Также существуют различные клубы и аукционы для нумизматов, где участники могут выставить подобные дензнаки в качестве лотов.

Вопросом занимаются торговые организации, сотрудники банков, частные коллекционеры, а также многочисленные эксперты, проводящие независимые экспертизы и оценку.

Мы подготовили достаточно подробную инструкцию, позволяющую экспертам выявлять основные виды фальсификаций.

Немного о терминологии и тонкостях работы экспертов

схематическое изображение монеты с указанием составляющих её частей

Начнем с простого. На лицевой стороне дензнака изображается государственная символика, символ города, логотип банка, номинал, дата эмиссии — чеканки и выхода на рынок. Также аверс часто содержит дополнительную информацию:

  • Масса монеты, гр.
  • Монетный двор, исполнивший тираж (Петербургский — сокращенно СПМД, Московский — ММД).
  • Химическое обозначение элемента согласно периодической таблице (Au, Ag, Pt и т.д.).
  • Проба – процентное соотношение чистого драгметалла к массе изделия.

Если повернуть монету обратной стороной (ее также называют решкой или реверсом), то на ней будет отчеканен портрет известной личности, тематический рисунок или другое изображение, ставшее темой выпуска.

Интересно, что в истории СССР было несколько случаев, когда номинал указывали именно на реверсе. Так поступили в 1923 году с червонцем и с 1975 по 1982 годы серии выпускались именно в таком виде.

Над изображением по краям расположен кант. Он выступает над общей поверхностью в виде хорошо отличаемого визуально и наощупь рельефа, образуя тонкое кольцо. Ребро чеканных монет принято называть термином «гурт». Он может быть как ровным, так и с засечками (рифленый).

Информация (текст и «картинки») чаще всего выполняются рельефом. То есть визуально они выступают над плоскими участками поверхности. Впрочем, бывали исключения. Так с 1975 по 1976 год советский банк выпускал золотые червонцы с надписью, вдавленной в поверхность. Аналогичным образом поступили с чеканными изделиями 1977-82 годов. Там вдавленным был идентификатор, указывающий на чистый вес золота, а также клеймо монетного двора.

Сейчас также можно встретить современные тиражи памятных монет ЦБ РФ, изготовленных из драгметалла, на которых реверс оформлен заглубленным шрифтом.

Все обозначения, наносимые на поверхности (буквы, цифры, иная символика) имеют общий термин обозначения — «легенда». Массу изделий, измеряемую граммами драгоценных металлов, называют лигатурной. Содержание драгметалла указывает на точное кол-во химически чистого ценного элемента.

Проба металла означает его количество в общей лигатурной массе. Последняя принимается за 1000. Если на монете указана 999 проба, это означает, что в 1000 гр. общего веса ровно 999 — драгоценный металл. Кроме того, как говорилось ранее, проба может иметь и процентное выражение — например, 99,99%.

Также установлены обозначения техпроцесса – его еще называют качество чеканки. Есть выпуски в трех основных типах качества:

  • Proof/Proof-Like (пруф/пруф-лайк).
  • Стандартное — А/Ц, анциркулейтед (от английского Uncirculated — не имевшие хождения).
  • Б/А (Brilliant Uncirculated – усовершенствованный вариант предыдущей чеканки).

Монеты из драгоценного металла с наивысшей технологией производства в подавляющем большинстве случаев производят так, чтобы их поле было идеально шлифованным, подобным зеркалу, а рельеф изображения наоборот — матовым. В изготовлении монет с чеканкой proof в значительной степени используется ручной труд, что способствует росту их себестоимости. Обычно чеканят их к различным важным датам, юбилеям основания городов, разных служб или годовщинам со дня рождения известных личностей.

Также выпускаются серии в качестве proof, посвященные культуре, традициям и т.д. Художники монетных дворов создают сложные композиции с различной степенью детализации. Практически всегда картинка сопровождается пояснительной подписью. Она указывает, чему именно посвящен конкретный выпуск.

Недавно в мире стала развиваться и еще одна технология чеканки высококачественных изделий, которая получила название reverse frosted. Суть заключается в том, что на первом этапе площадь монет заделывается таким образом, чтобы поле стало матовым и одновременно приятно-шелковистым. Затем исполняют отдельные элементы дальнейших рельефных элементов, используя пруф-технику.

Стоит отметить, что памятные серии, выпускаемые российским «Гознаком», могут быть выполнены в самых разнообразных техниках:

  • Оксидирование поля.
  • Кристаллические вставки (как глаз змеи в серии «Лунный календарь»).
  • Декорирование цветом.
  • Матирование поверхностей при помощи лазерных инструментов.

Для сравнения, монеты из драгоценного металла обычного качества не требуют столь сложной работы и специфического оборудования. Выпускают их методом чеканки на стандартизированном оборудовании. Они могут выпускаться как в жестко лимитированном тираже (для коллекционных выпусков), так и многомиллионными тиражами без ограничения чеканки вообще. Последнее происходит чаще — для коллекционеров более важны монеты, изготовленные по наиболее высокой технологии производства.

Фактура поверхности рисунка и текстовых блоков на монетах категории «анциркулейтед» одинаковая, нет видимого и явного отличия между чистым полем и объемным изображением. Не используется зеркальная обработка. Редко можно увидеть сложные по исполнению рисунки. По сути, главный качественный показатель монеты из драгоценного металла такой технологии производства — строгое соответствие массе изделия и чистоте драгметалла в его составе. Такие изделия имеют преимущественно инвестиционное значение, поскольку их цена максимально приближена к стоимости биржевого золота. Коллекционеров подобные монеты из драгоценного металла, как правило, не привлекают.

Несколько сложнее производство для выпусков улучшенного качества. Их поверхность не имеет значительных дефектов механического характера и иных деформаций, которые можно обнаружить без специальных оптических приборов. Чтобы получить подобное качество, такие монеты изготавливают на специальных, более совершенных станках. Конструкция такого агрегата исключает даже малейший контакт готовых монеток между собой.

О злоупотреблениях в сфере монетной чеканки

История монет насчитывает свыше 2,7 тыс. лет. За это время злоумышленники совершали немало различных нарушений в сфере их оборота. Самое распространенное — подделка в целях последующей продажи.

Здесь следует пояснить, что речь идет сразу о нескольких вариантах:

  • Незаконная чеканка частными лицами.
  • Переделка в более редкие коллекционные образцы.
  • Создание аналога из менее ценного материала.

Разумеется, чаще прочего подделывают старинные монеты из драгоценных металлов, которые в наибольшей степени ценятся коллекционерами. Злоумышленники могут выполнить имитацию раритета и состарить ее или же находят реальную, но более дешевую монету, переделывая какие-то детали для продажи за большую сумму. Нередко мошенникам удается раздобыть настоящие штемпели для чеканки, которые дорабатывались нужным способом. В таком случае подделку определить еще сложнее.

Также переделывались монеты из драгоценных металлов путем спаивания двух разных образцов, удаления отдельных деталей, гравировки. Применялась даже гальванопластика. Уровень качества подделок бывает столь высок, что даже эксперту не всегда под силу определить, что перед ним не оригинал.

Однако в советскую и более позднюю российскую эпохи подобная проблема стала менее актуальной. Монетные дворы выпускали достаточно крупные тиражи монет из драгоценного металла, что исключило необходимость их подделки для продажи ценителям раритетов.

Еще один тип нарушений касается изменения веса. Ценный материал может спиливаться с гурта или канта, иных поверхностей путем механического или химического воздействия. При этом монета теряет часть веса, а значит — своей рыночной стоимости.

Во времена господства единого для всех государств золотого стандарта, ушедшего в историю и вызывающего в наши дни неоднозначное отношение, монеты из драгоценных металлов были функционирующими платежными средствами – то есть обычными деньгами. Поэтому уменьшение лигатурной массы было повсеместно встречаемой практикой. Ведь в те времена цена соответствовала номиналу.

Также вес менялся в силу естественного износа. Находясь в кошельках, сундуках, металлические деньги постоянно соприкасались поверхностями. Это приводило к появлению вмятин, царапин, заметных потертостей, не говоря уже о загрязнениях. На некоторых образцах можно заметить небольшие углубления, оставшиеся после традиционной проверки «на зуб». Иногда дефекты появлялись, как способ маскировки соскобов металла.

Современные монеты из драгоценных металлов не используются для платежей, в кошельках граждан не хранятся. Чаще всего они находятся в капсулах, или защищены иным образом. Поэтому образцы с уменьшенным количеством драгметалла в составе являются редким явлением. Впрочем, не стоит сбрасывать и его со счетов.

Фальшивомонетничество как явление

Данный термин означает незаконный выпуск монет, содержащих драгоценные металлы, или иных поддельных дензнаков, незаконно выпускаемых в оборот для получения криминальной прибыли. Это занятие появилось в те времена, когда деньги чеканились из драгметаллов не для частных коллекций, а с целью оплаты ими товаров и услуг. Преступники стремились «вбросить» подделки в оборот, чтобы они смешались с подлинными деньгами.

Чтобы повысить доходность такой выгодной для фальшивомонетчиков преступной деятельности, создавались полноценные производства. Это могли быть литейные цеха или небольшие чеканные мастерские. В большинстве случаев такие мини-предприятия выпускали те монеты, которые были в ходу и выпускались монетным двором большими тиражами. Отдельные экземпляры малыми партиями изготавливать злоумышленникам менее выгодно. Исключением как раз и являются монеты из драгоценных металлов, коллекционные выпуски и т.д., стоящие во много раз дороже номинала.

Основная цель фальшивомонетчика — быстро и эффективно осуществить сбыть фальсификата, покрыть производственные затраты и выйти в преступную прибыль. Ведь зачастую процесс изготовления оказывается достаточно сложным и дорогостоящим. Поэтому преступнику важно наладить не только выпуск, но и сбыт.

Чтобы имитировать золото или серебро, используются более дешевые сплавы. Могут применяться технологии, при которых монеты имеют пробу ниже оригинала либо же на основу из дешевого материала напыляют слой ценного металла нужной пробы. Суть всегда одна — сэкономить дорогостоящий материал.

Еще один вариант, также являющийся нарушением — покупка драгметаллов для подпольной чеканки монет с целью последующей продажи. Хотя в этом случае вес чистого металла может быть соблюден, такое изделие, изготовленное вне стен монетного двора, без государственного регулирования либо строгой отчетности в случае чеканки на частном легальном производстве, также будет подделкой.

Кому-то может показаться, что для вычисления оригинальности монеты из драгоценных металлов обязательно оснащать специализированную лабораторию или как минимум дорогостоящее оборудование для персонального использования. Это утверждение правдиво лишь отчасти.

Действительно, для выявления оригинальности монеты, ее состава и даты производства исторических раритетов понадобятся условия, техника и т.д. Однако в этой памятке мы говорим о современных экземплярах, изготовленных в эпоху СССР и новейшую историю России. Для проверки нужно лишь изучить основные параметры (размер, вес, толщину, тип гурта), свойства материалов и особенности оформления, используемого монетными дворами. Дорогостоящих инструментов покупать не нужно, хотя без определенного опыта вам все же не обойтись.

Все монеты, которые можно приобрести у официального эмитента в РФ, соответствуют определенным стандартам. Их можно сравнивать с образцами, зная базовые параметры оригинала, его оформление и прочие особенности. Любая изготовленная в наши дни монета из драгоценного металла является достаточно сложным изделием. По сути — это скульптура в миниатюре. Она может изображать различные объекты архитектуры в масштабе, портреты людей, изображения животных, символику и многое другое. Степень их сходства с реальными людьми и объектами может быть различной — от слегка узнаваемого силуэта до портрета почти фотографического качества.

Также следует понимать, что производство монет осуществляется на стандартизированном оборудовании. Оно создает условия для фактически безупречного создания и обработки всех элементов монеты, обеспечивает точность геометрии и других параметров для каждой единицы в общем количестве отчеканенного тиража.

Мы не утверждаем, что создать полную копию, максимально приближенную к оригинальной версии монеты из драгоценного металла, невозможно. Однако предельно точное воспроизведение многих элементов и сложных работ вручную является сложным процессом. Даже при наличии современного ЧПУ станка, качественных заготовок и большого опыта, проблематично сделать то же самое, что выпускается на мощностях современного и высокотехнологичного монетного двора. Эксперт все равно найдет отличия, избежать которых практически нереально.

Учитывая, что большинство фальсификатов создается на не чеканных станках или вовсе не станочным способом, а литьем в формы, создать идеальную подделку почти нереально, даже применяя гальванопластику. Это связано со спецификой организации техпроцесса на предприятиях Гознака РФ.

Еще один важный аспект при подделке — сложность приобретения сырья надлежащего качества. Далее мы приводим таблицу, в которой сравним чистый металл и сплавы, применяемые мастерами для создания подделок разного качества:

таблица с характеристиками чистых металлов и сплавов

Как не сложно догадаться, лучше всего ограждены от фальсификата в первую очередь золотые монеты времен Советского Союза и России. Это касается и инвестиционных серий, и более лимитированных и ориентированных на страстных коллекционеров. Связано это с тем, что не существует технологий создания таких металлических соединений, которые были бы значительно дешевле драгоценных металлов и при этом позволяли бы добиться такого же идеального сочетания цвета, яркости, чистоты, веса, и других параметров.

Например, очень похожие по цвету и блеску поверхностей, совпадающие по весу бронзовые изделия просто физически не могут быть идентичными по размеру — они всегда будут значительно крупнее золотых оригиналов. Если же создать бронзовую подделку с требуемой геометрией и размером, то она будет ощутимо легче золотой версии, который чеканит банк.

Еще одно отличие — блеск фальсификата сохраняется недолго. Со временем поверхность фальшивой монеты, имеющей в составе значительный процент меди, становится более тусклой.

Имитации серебра также тускнеют в разы быстрее, чем очень медленно окисляемые оригиналы. Хотя именно серебро тоже отчасти «грешит» этим, поэтому нередко его приходится натирать — правда, это в большей степени касается столового серебра и ювелирных украшений. При использовании свинца и олова сложно избавиться от повышенной пластичности, добиться необходимой плотности и твердости, но не продолжительного сияния.

Впрочем, монеты из драгоценного металла обладают не только отличными антиокислительными свойствами. Они также выделяются уникальным оттенком, блеском, повторить который, применяя другие металлы, невозможно. Получаются более серые, синеватые тона и более холодные оттенки, чем у оригинала.

Профессионал, понимающий это, знающий свойства металлов и сплавов, без труда может отличить настоящую монету от подделки по весу, внешнему виду, плотности и ряду других основных параметров. Для этого ему понадобятся простейшие приборы для визуального изучения и взвешивания изделия.

Современным нумизматам повезло в том плане, что есть единые стандарты, в которых указаны все параметры оригиналов. Они касаются технической стороны производства, художественно-декоративного оформления. Это позволяет обеспечить для монет из драгоценных металлов надежную защиту от подделок, а для коллекционеров становится инструментом для борьбы с фальсификатами. Стандарты, по сути, защищают людей от потери денег при покупке качественных имитаций, предлагаемых злоумышленниками.

Основные отраслевые стандарты для чеканки монет

Знание приведенных ниже требований современных стандартов позволит вам эффективнее и точнее оценивать подлинность изделий и избежать риска приобретения фальсификата:

  • Изображения на орле и решке центрированы по вертикальной оси. Смещение более чем на 1 мм по канту монеты, не допускается и является либо браком, либо признаком подделки. Это можно сравнить с положением страниц печатного издания относительно его корешка.
  • Кант всегда имеет высоту большую, чем поле, рельеф изображения и отчеканенные на монете текстовые элементы. Если положить монету на ровную поверхность, она будет опираться на кольцо канта, не качаясь. Рельефное изображение не может по высоте выступать за кант.
  • Традиционно кант является замкнутым кольцом. Он равномерный по всей протяженности, непрерывный и целый, не имеющий никакого видимого смещения относительно центрального диска. Последнее правило касается также надписей, наносимых по окружности.
  • Круги всех видов (точечные, пунктирные, непрерывные сплошные) также строго центрируются.
  • Действуют обязательные стандарты номинала, массы, размеров изделия (имеется в виду их диаметр и толщина по канту), приемлемых отклонений, принятых для каждого отдельно взятого тиража.
  • Для монеты важно, чтобы цвет был однотонным, без переливов и прочих дефектов по всей площади и с обеих сторон. При этом допускается появление патины. Это явление не относится к дефектам, т.к. пленка лишь защищает драгметаллы от дальнейшего окисления при воздействии атмосферного кислорода.
  • Однако стоит принимать в учет и то, что монеты из драгоценных металлов (это касается в первую очередь золота), чеканенные в качестве uncirculated, иногда имеют и некоторые допустимые дефекты. Это могут быть хорошо различимые оксидные пятна, вкрапления чужеродных элементов на реверсе и аверсе. С точки зрения стандарта это не является дефектом изделия. Соответственно, не снижает его стоимость при продаже.
  • Толщина и диаметр изделия должны быть равномерны по плоскостям и при проверке диаметра из любой точки окружности.

Перечисленные данные можно легко найти в официальных каталогах ЦБ РФ. Также государственным регулятором систематически выпускаются информационные бюллетени.

Для изделий, отчеканенных в высочайшем качестве, обозначаемом меткой proof, установлены отдельные требования. В частности, они должны быть зеркальными в области основного поля с матовым рисунком и текстовыми метками легенды. Есть также допустимые стандартом отклонения:

  • На монетах из драгоценных металлов могут быть небольшие паутиноподобные риски без явных следов повреждения поверхности. Расположены они обычно рядом с кантом, надписью, границей изображения. Либо же на самой поверхности канта или рисунка (для образцов с матовой поверхностью поля).
  • Глянцевые едва заметные проблески на рельефе рисунка, канта, поверхности матированного участка.
  • Более светлые, белые, серые или голубоватые блестящие точки небольших размеров.
  • Едва заметный ореол, создаваемый матовым полем.
  • Слабые побежалости зеркальной поверхности.
  • Отличия оттенка на матированных участках разных по рисунку монетах одного номинала.

Гурт часто украшается путем нанесения на его поверхность линий-выступов, перпендикулярных основной плоскости диска. Не допускаются значительные колебания по высоте меток, их ширине или по удаленности каждой метки относительно друг друга в одном тираже.

В каталогах и на веб-сайтах Центробанка указано, сколько рифлений было нанесено на гурт каждой монеты, выпущенной регулятором. Найти эту информацию можно и в специализированной периодике и литературе, предназначенной для коллекционеров.

Для монет, чеканившихся в качестве «анциркулейтед», допустимо наличие небольших заусенцев, скосов на канте. Не считаются значительными дефектами мелкие и неглубокие царапины на полях лицевых и обратных сторон.

Небольшой скос ребра у канта монет proof-качества тоже допустим. Поэтому измерять их толщину надлежит не штангенциркулем, а значительно более точным микрометром. При этом область замеров — внутреннее ребро монетного канта.

Оценивая состояние и проверяя подлинность, эксперт смотрит и на оформление монеты в декоративно-художественном ключе. Что оценивается?

  • Четкость проработки всех декоративных элементов.
  • Расположение деталей.
  • Точность геометрии в соответствии с требованиями существующих официальных и унифицированных стандартов.

Нередко памятные или юбилейные монеты, выпущенные из драгоценного металла, выделяются от других особо высокой точностью деталей и сложностью рисунка в целом. Воспроизвести с безупречной точностью риски, завитки, декоративные элементы надписей со стилизацией или какие-то незначительные детали, вроде мельчайших точек, проблематично. Ведь нужно еще учесть особенности их расположения относительно прочих деталей изображения. Поэтому распознать подделку в наше время достаточно легко.

Очень долго монеты, выпускаемые в качестве «пруф», оставались определенной недостижимой планкой для фальшивомонетчиков. Однако нет такой высоты, которую бы человек не покорил со временем. Так произошло и здесь. Proof начали подделывать китайские мастера фальшивомонетного дела. Им удалось наладить массовое производство достаточно качественных копий коллекционных монет. Используя различные сплавы, умельцы освоили имитацию золота, серебра, палладия и платины, используемых в чеканке дорогостоящих изделий. Копии настолько точны, что человеку, не имеющему богатого опыта экспертной оценки, бывает нелегко отличить их от оригинала. Однако, если взглянуть на гурты имитаций, то они отличаются от настоящих. Также у подлинных монет из драгоценных металлов зачастую другая масса.

При проверке нужно выделить три основные параметра, на которые следует обращать внимание:

  • Лигатурная масса, чистый вес драгметалла.
  • Соответствие художественного оформления.
  • Состояние поверхностей. Наличие механических повреждений, недопустимых для «пруф» качества чеканки.

Для качества Proof установлено требование к отсутствию поверхностных явных дефектов. Даже легкое прикосновение к монете оставляет заметный след на зеркальной поверхности, который сложно удалить.

Учитывая такие сложности, фальшивомонетчики чаще пытаются подделать дензнаки в обычном или улучшенном качестве. Также иногда уменьшается масса, высота канта изделия или ее равномерность на разных участках.

Иногда фрагменты канта могут быть частично спилены или сколоты. Такие же дефекты могут быть обнаружены на поверхности гурта. Иногда попадаются изделия, в которых монета частично высверливается, а затем отверстие заполняется другим сплавом, имеющим сходный оттенок. В качестве аналога этому методу применяются соскобы с плоских поверхностей.

Нередко золотые или серебряные монеты имитируются дешевыми сплавами с напылением или гальваническим покрытием из драгметалла. Для большей убедительности некоторые фальшивомонетчики могут даже использовать настоящее золото и серебро, но более низкой пробы, чем в оригинале, отчеканенном монетным двором.

Все отклонения от стандартов качества монет из драгоценных металлов, следы воздействия на поверхности, признаки подделки легко найти при визуальном осмотре. Для этого вам не потребуется сложное оборудование. Достаточно иметь при себе 4х-кратную бытовую лупу, микрометр и штангенциркуль. При наличии этих простых инструментов и последующем измерении веса изделия, вы без особой сложности выявите фальсификацию. Рекомендуется применять весы, выполненные по требованиям точности I-II класса (соответствуют ГОСТ 24104-88Е).

Если у вас есть образец оригинала или его высококачественная фотография в каталоге, сравнить будет намного проще. Что следует искать в первую очередь:

  • Соскобы металла. Явный признак того, что изделие намеренно повреждалось.
  • Впайки, запрессовки. Очевидно, что для массы был добавлен другой сплав.
  • Участки, отличающиеся цветом и фактурой поверхности, заметными границами обработанных фрагментов.

Если использован другой сплав, то он будет явно отличаться цветом от того, который используется при чеканке монет из драгоценного металла, выпущенных монетным двором.

Также иногда спиливаются рифления по гурту. Такие следы механической обработки могут обнаруживаться как по всей поверхности, так и на отдельно взятых участках, гранях. Подобные действия приводят к уменьшению высоты, изменению ширины. Меняются вес монеты и ее диаметр.

Если на фальшивку наносят рифления, то их легко отличить от тех, что созданы методом чеканки. На подлинниках от Банка России они всегда равной высоты и размера, а между ними нет следов пропила от ручного инструмента. Также на подделках можно обнаружить и другие очевидные отличия от оригинала. Например, края рисунка фальсификата будут менее четкими и аккуратными. Поверхность основного поля кажется немного маслянистой при тактильном контакте.

Если монету подвергали механическому воздействию, спиливая или стирая кант, это автоматически отражается на высоких точках рельефа рисунка. На них появляются деформации, плоские грани. Их можно увидеть даже без сильного увеличения. Аналогично можно обнаружить участки соскобов. На них заметны риски от воздействия инструмента, а свет отражается под другим углом.

Вывод о подлинности монет из драгоценных металлов делается на основании технических характеристик, их соответствия стандартам по массе, толщине, высоте, диаметру, количеству рифлений, весу и т.д. Также в расчет принимается состояние всех поверхностей, отсутствие видимых повреждений, дефектов, нехарактерных особенностей материала.

Источник: Центральный Банк России
к списку