История монет Елизаветы Петровны
- #Тройская унция
- #Золото
- #Серебро
- #Пробы драгметаллов
- #Монеты
- #Рекомендации инвестору
- #Инвестиционные монеты
- #Редкие монеты
- #Слитки
- #Монета Георгий Победоносец
- #Монета Сеятель
- #Платина
- #История денег
Эпоха правления императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761 гг.) — один из наиболее интересных и насыщенных периодов в истории российской монетной чеканки. При ней появились золотые империалы, а также монеты для дворцового обихода («дворцовки»). В статье рассматриваем историю монет и их иконографию в этом периоде.
Денежное обращение и монетная политика в эпоху Елизаветы Петровны
После реформы Петра I российская денежная система пришла в структурированную, выгодную для государства форму. Появилась серебряная монета номиналом 1 рубль («целковый», или целый), которая соответствовала 100 копейкам. Были введены новые номиналы: гривенник, полтинник, алтын, пятиалтынный. Но к концу правления Петра такая стройная система несколько пошатнулась. Население страдало от высоких налогов, в качестве послабления им разрешили платить часть податей натурой, что создало дефицит бюджета. Для его ликвидации увеличили выпуск медных пятикопеечных монет, но превысили лимит почти в два раза. Кроме этого, неоднократно менялась монетная стопа: и при Петре I, и при Анне Иоанновне. Если в 1700 году из пуда меди чеканили 12 рублей 80 копеек, то в 1718 году уже 40 рублей. В первые годы дворцовых переворотов номинал медных монет почти в 5 раз превышал стоимость металла. В итоге повторилась ситуация, сложившаяся при отце Петра, Алексее Михайловиче: медные монеты отказывались принимать, 100 медных копеек невозможно было обменять на серебряный рубль, в стране началась инфляция. Еще одна проблема: массовые подделки медных пятаков, их чеканили заграницей, ввозили в Россию и меняли на серебряные/золотые монеты или на товары.
Ситуация начала выравниваться только с созданием в 1730 году Комиссии о монетном деле под руководством В. Н. Татищева. Анна Иоанновна одобрила рекомендации:
-
Повысить пробу серебряных монет до 802.
-
Выкупать у населения низкопробные серебряные монеты и переплавлять их.
-
Возобновить чеканку серебряных гривенников и полуполтинников.
-
Медные денги и полушки чеканить по стопе 10 рублей из пуда меди.
К моменту прихода к власти Елизаветы Петровны денежное обращение России находилось в состоянии, которое можно охарактеризовать как относительно стабильное, но нуждавшееся в пересмотре и модернизации. Первое, что нужно было сделать: избавиться от легковесных пятаков-крестовиков — с равносторонним крестом на реверсе, где был вписан номинал и год выпуска, — и от их подделок. Поэтому императрица в 1744 году издала указ о выкупе старых пятикопеечных монет у населения по цене 4 новых копейки за экземпляр. Новым указом 1745 года пятаки меняли уже на 3 копейки за штуку, а в 1746 году — на 2. В 1756 году крестовики окончательно вывели из оборота.
Система монет и особенности их чеканки
Во времена правления Елизаветы Петровны чеканились монеты из золота, серебра и меди. Основу оборота составляли следующие номиналы:
-
медные: полушки, денги, копейки, двухкопеечники, пятаки — с 1757 года;
-
серебряные: 5 копеек, гривенник, полуполтинник, полтинник, рубль;
-
золотые: полуимпериалы и империалы (5 и 10 рублей), червонцы и двойные червонцы, дворцовые монеты.
Медные деньги
До 1755 года медные монеты чеканили по стопе 10 рублей из пуда меди. В 1755-1757 гг. были выпущены копейки по стопе 8 рублей из пуда, спецвыпуск «тяжелых» монет для обмена на легковесные крестовики. В 1757 году принимается новая монетная стопа, 16 рублей из пуда меди. После этого пятаки стали весить 51,19 г, 2 копейки ≈ 20,5 г, 1 копейка — 10,24 г.
Серебряные монеты
Серебряные рубли нумизматы разделяют на шесть категорий по портретам Елизаветы:
-
московского типа;
-
петербургского типа;
-
с портретом Б. Скотта;
-
с портретом Ж. Дасье;
-
с портретом Т. Иванова;
-
с поясным портретом.
Монета весила 25,45 г, содержала 20,7 г чистого драгметалла.
Полтины тоже различаются по портретам, всего четыре типа:- петербургский;
- московский;
- с портретом Б. Скотта;
- с поясным портретом.
Дензнаки этого номинала весили 12,93 г с содержанием 10,36 г чистого серебра.
Полуполтинники (25 копеек, вес 6,46 г, 5,18 г чистого металла) чеканились в период с 1741 по 1758 годы на Московском монетном дворе, различались инициалами мастера. Гривенники выпускали в 1742-1757 гг., до 1746 года из серебра 750 пробы, у более крупных номиналов была 802 проба, установленная при Анне Иоанновне. С 1746 года для гривенников тоже использовался сплав 802 пробы, но вес монет уменьшили с 2,59 до 2,42 г. До 1755 года гривенники были самым маленьким серебряным номиналом, в 1755 году стали чеканить еще 5 копеек «Орел в облаках» с вензелем императрицы на аверсе в коронованных облаках.
Золотые монеты
При Елизавете Петровне на Урале были открыты залежи золота, поэтому можно было чеканить не только небольшие тиражи донативных монет, но и обиходные. Империалы и полуимпериалы из золота 917 пробы выпускали по именному указу царицы с 1755 года. Империал весил 16,57 г (15,16 г. чистого золота). Выделяют два типа: с портретом Ж. Дасье и с портретом Б. Скотта. На реверсе в четырех барочных картушах были отчеканены гербы главных царств империи: Московского, Казанского, Сибирского и Астраханского. Дизайн полуимпериала был аналогичным, но монета была меньше и легче: 8,26 г и 7,56 г чистого золота.
В международных расчетах использовали червонцы и двойные червонцы. Они были приравнены по весу к золотым дукатам, до 1748 года выпускались из золота 968 пробы. Червонец весил 3,47 г (3,36 г чистого золота), двойной червонец — 6,94 г (6,72 г золота). В 1749 году изменилось оформление и проба: теперь монеты чеканили из сплава 986 пробы. Их вес остался прежним, но содержание чистого драгметалла увеличилось. Появился тираж «Андреевских» червонцев: с Андреем Первозванным на реверсе.
Дворцовые монеты
При Елизавете Петровне появились тиражи золотых монет, отчеканенных специально для дворцового обихода, в первую очередь для карточных игр. Императрица запрещала играть на большие деньги, по ее указу, ставки должны быть небольшие, только для интереса. Эти дензнаки чеканили из золота 917 пробы следующих номиналов:
-
полтина;
-
рубль;
-
два рубля.
По одной из версий, ими делали ставки, по другой — использовали вместо фишек. Оформление было классическим, с профилем императрицы и двуглавым орлом.
Монеты Елизаветы Петровны: художественный образ и нумизматическая значимость
Монеты с портретом Елизаветы Петровны — одни из самых выразительных и узнаваемых в российской нумизматике. В чекане преобладал монументальный стиль: императрица написана в профиль, в парадном платье и регалиями. Надпись по кругу включала титул правительницы. На оборотной стороне располагался государственный герб — двуглавый орел.
Императрица взошла на престол 25 ноября 1741 года. Но монетные дворы успели выпустить рубли с портретом Елизаветы Петровны и датой — 1741. Впрочем, историки предполагают, что реальный тираж вышел в 1742 году. Имя художника не сохранилось, но портрет очень похож на изображение малолетнего Иоанна Антоновича. Образ молодой правительницы недостаточно проработан, черты лица детские, зато тщательно прорисованы регалии. В 1737 году главным медальером был Иоганн Лефкен, возможно, именно он был автором портрета.
После 1742 года портрет на монетах крупного номинала изменился с учетом ее парадных портретов, написанных И. Вешняковым, А. П. Антроповым и других придворных художников. На рублевых монетах этого периода императрица выглядит старше и увереннее, подчеркнута ее пышность и дородность. Многие деньги были испорчены перечеканкой: на них проступает профиль Иоанна Антоновича. Но автор портрета, который просуществовал на монетах с 1742 до 1754 гг., тоже остался неизвестным.
Внедрение штемпелей маточников позволило не только унифицировать портрет, но и вносить в него небольшие изменения уже на монетных дворах. Так появились монеты, где изображения императрицы отличаются декором рукава или корсажа, размером головы и прически и т.д.
К 1754 году Елизавета Петровна стала перенимать европейские нравы, ей больше не хотелось выглядеть на портретах дородной дамой. Ей нравилось выглядеть легкой утонченной красавицей, например, как на работе Карла Ванлоо 1760 года. Поэтому Бенжамен Скотт, главный медальер в те годы, разработал новый портрет, который чеканили на серебряных и золотых монетах. Царица сохранила роскошный бюст, но при этом образ получился более динамичным и изящным.
Еще один вариант оформления предложил Жак Антуан Дасье. Он создал великолепный детализированный портрет, который мы можем наблюдать, например, на рублях 1757 года. Считается, что он опередил свое время, в нем уже нет тяжелой торжественности барокко, можно заметить черты игривого рококо. Возможно, поэтому его не оценили современники.
И поиски нового изображения императрицы продолжились. Третий вариант создал Тимофей Иванов, русский резчик. Его портрет был одобрен высшими инстанциями и даже получил название в работах историков «Русская Джоконда» — кажется, что на некоторых монетах Елизавета Петровна улыбается.
Денежная система при Елизавете Петровне стала продолжением петровских реформ, но с существенными корректировками, направленными на стабилизацию и унификацию монетного обращения. Императрица ликвидировала последствия инфляции, вызванной избыточной медной эмиссией, пересмотрела монетную стопу, расширила номенклатуру золотых и серебряных монет и внедрила новые художественные стандарты.