Покупка и продажа монет
+7 (499) 553-08-82 работаем по будням с 10 до 18 Звоните перед приездом!
Биржевые индексы:
  • Доллар: 90.95
  • Евро: 98.91
  • Золото: $ 2 415.19
  • Серебро: $ 31.49
  • Доллар: 90.95
  • Евро: 98.91
  • Золото: $ 2 415.19
  • Серебро: $ 31.49
Котировки

Новые кредиторы развивающихся стран

Золотой Запас

На протяжении более полувека западные финансовые институты, такие как МВФ и Всемирный банк, играли решающую роль в финансировании развивающихся стран. Растущая враждебность к этим институтам и структурным реформам, которых они требуют, постепенно позволили другим государствам и организациям заявить о себе. В частности, после нескольких лет очень сильного роста Китай стал крупным кредитором во многих регионах, особенно в Африке. Однако экономический и демографический спад ослабил его высокие амбиции. Теперь, усиленные властью, которую они приобрели благодаря все большей общественной поддержке, частные кредиторы играют растущую роль в финансировании развивающихся стран. Это признак перемен?

о новых кредиторах развивающихся стран

Долговой кризис не за горами. Последствия кризиса здравоохранения, инфляции, роста процентных ставок на Западе и глобального роста стоимости доллара продолжают ослаблять страны, уже сталкивающиеся с разного рода трудностями.

За последние три года в десяти развивающихся странах было зафиксировано 18 дефолтов — больше, чем за предыдущие два десятилетия. Наибольшему риску подвержены страны с низкими доходами, почти треть кредитов выдана по плавающим ставкам. Считается, что около 60% этих стран имеют чрезмерную задолженность или находятся в процессе ее становления.

По данным ООН, 3,3 миллиарда человек страдают из-за того, что их правительства вынуждены отдавать приоритет выплате процентов по долгам над необходимыми инвестициями. А к 2024 году общая стоимость обслуживания долга вырастет более чем на 10% для развивающихся стран и на 40% для более бедных стран. Столкнувшись с этой ситуацией, с ее иногда катастрофическими экономическими, политическими и социальными последствиями, нынешние реформы международной финансовой архитектуры не дают никакого ответа.

Западные институты вынуждены заново изобретать себя

Программы МВФ и Всемирного банка, введенные за последние четыре десятилетия в рамках Вашингтонского консенсуса, все чаще отвергаются. Прошлым летом, например, президент Туниса Кайс Саид отказался от кредита МВФ в размере $1,9 миллиарда долларов. В фрагментированном мире западные финансовые институты вынуждены изобретать себя заново.

9 октября впервые за 50 лет в Африке в Марракеше прошли ежегодные встречи МВФ и Всемирного банка. На повестке дня: реформа Бреттон-Вудских институтов и климатическое финансирование. Цель: придать новым кредитам ярко-зеленый цвет, чтобы они выглядели почти как гранты. Вот уже несколько лет МВФ предлагает кредиты с почти нулевой процентной ставкой и сроком погашения 20 лет с целью «финансирования действий по борьбе с изменением климата» в беднейших странах. В то время, когда вклад беднейших стран в глобальные выбросы углекислого газа практически равен нулю, и когда страны Севера не выполнили свое обязательство предоставлять беднейшим странам $100 миллиардов долларов в год на их климатическую политику.

В то же время, эти встречи подняли фундаментальный вопрос управления институтами, которые в основном находятся в ведении западных стран и тем не менее созданы для стабилизации международной финансовой системы после Второй мировой войны. Никаких реальных изменений не обсуждалось: развивающиеся страны (включая БРИКС) сохранили очень небольшую и невлиятельную роль, в то время как страны Африки к югу от Сахары получили лишь третье, незначительное место в Совете МВФ.

В обоих институтах право голоса каждой страны зависит от ее квоты (вклада в капитал институтов), рассчитываемой произвольно в соответствии с их экономическим и геополитическим весом в мире. Соединенные Штаты имеют 17,4% голосов, Китай — 6,4% (хотя его экономика составляет около 20% мирового ВВП), а Германия — 5,6%.Это позволяет Западу легко собрать большинство, а Соединенным Штатам — применить систематическое право вето на важные решения, каждое из которых требует минимум 85% голосов.

И последнее, но не менее важное: заявленная цель этих встреч заключалась в изменении финансовой политики этих учреждений для предоставления большего количества кредитов. Поскольку страны-члены предоставляют основную часть финансирования в соответствии со своими квотами в каждом учреждении, было одобрено предложение об увеличении распределяемых квот на 50%.

Тем не менее, поскольку условия заимствования в развитых странах (которые распределяют значительную долю кредитов) ужесточаются в условиях исторически высокого уровня государственного долга и ухудшения состояния государственных финансов, объем их финансирования, вероятно, сократится. Как и в предыдущие годы, эта ситуация теоретически должна принести пользу Китаю, чей статус кредитора продолжает расти. Но правительство Си Цзиньпина сталкивается с серьезными трудностями.

Китай, могущественный кредитор, попавший в беду

Уже более десяти лет Китай уделяет особое внимание внешнему развитию (в ущерб своему населению). С этой целью он повторно использовал сбережения, накопленные в годы своего бума, для кредитования тех, кто нуждался в финансировании. Благодаря уникальной политике безоговорочного заимствования он выгодно отличается от западных финансовых институтов. Методы погашения теоретически более гибкие, поскольку долг часто переоформляется, если должник близок к дефолту (так же, как, в конце концов, Парижский клуб в конце XX века), а спасательные кредиты вводятся, если финансовое положение страны ухудшается (однако по ставкам около 5%, т.е. в два раза выше, чем, например, взимает МВФ).

В рамках своего технологического и военного развития Китай быстро распространился в Центральную Азию и, в частности, в Африку, богатую на природные ресурсы. Он может рассчитывать на свои государственные банки (Банк развития и Экспортно-импортный банк), которые за последние двадцать лет предоставили почти 70% китайских кредитов развивающимся экономикам, а также на свои национальные банки. Однако большая часть этих кредитов (около 80%) направлена развивающимся странам, чтобы защитить их банковский сектор от потенциальных невыплат.

Более того, Китай активно торгует с этими странами, став с 2009 года главным торговым партнером Африканского континента, а также стран Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Чили, Перу) и многих других.

Но эпоха подходит к концу. Поскольку экономическая модель Китая пришла в упадок, его статус кредитора ослаб. Китай кредитует гораздо меньше, чем раньше. В Африке, например, китайские кредиты в 2022 году составили всего $1 миллиард долларов, что является самым низким уровнем с 2004 года. Он также оказался вынужден отойти от своей обычной практики, согласившись присоединиться, среди прочего, к западной инициативе DSSI, созданной «Большой двадцаткой», направленной на приостановку выплат процентов по долгам в некоторых странах.

В целом, эта ситуация наносит больше ущерба странам-должникам, чем Китаю, чье снижение кредитования во всем мире является лишь отражением упадка его экономики.

Растущее влияние частных кредиторов

Финансиализация экономики, несомненно, привела к смещению власти от государственного сектора к частному, тем более, что программы государственной поддержки (особенно со стороны центральных банков) финансовых игроков умножились. Гарантия финансовой помощи, которую последние получили, чего бы это ни стоило, также позволяет им предоставлять кредиты на условиях, которые иногда являются рискованными, но особенно прибыльными. В отличие от правительств, ставки, которые они предлагают, как правило, в два раза выше, а условия погашения более агрессивны. Эти игроки также лишены государственных инициатив по аннулированию, приостановке или реструктуризации долгов, что иногда приводит к косвенным государственным субсидиям, когда облегчение долгового бремени, предоставляемое правительством, приносит пользу частным игрокам.

В последние годы роль частных кредиторов в финансировании развивающихся стран усилилась. В частности, игроки теневого банкинга (хедж-фонды, фонды прямых инвестиций и т. д.), розничные и инвестиционные банки, а также менеджеры по сырьевым товарам (например, Glencore владеет 20% долга Чада). По данным Института международных финансов, частное финансирование сейчас составляет 27% государственного долга в бедных странах по сравнению со всего лишь 11% в 2011 году. В Африке на них приходится более 30% внешнего долга континента. А в некоторых странах со средним уровнем дохода, таких как Гана и Кот-д'Ивуар, этот показатель достигает почти 60%.

Риски многочисленны, что приводит к постоянно растущим потребностям в финансировании. Падение бюджетных и экспортных доходов, рост процентных ставок, колебания обменных курсов, бегство капитала, нехватка иностранной валюты и, что не менее важно, замедление экономического роста — все это проблемы, которые усугубляют долговое бремя развивающихся стран. Многие из них также сталкиваются с проблемами бедности или крайней бедности, иногда со сложной политической ситуацией и трудностями в социальной системе.

Хотя бюджетные ограничения развитых стран могут ограничить их способность кредитовать, частные кредиторы также сохраняют бдительность. Страх невыплаты долгов и ослабление государственной поддержки могут отбить у них желание кредитовать. Рост процентных ставок также резко замедлил арбитраж (и за счет расширения финансирования), направленный на заимствование по низким ставкам в развитых странах, чтобы получить выгоду от более высокой доходности в развивающихся странах.

Например, в 2022 году новые кредиты, предоставленные частными кредиторами развивающимся странам, упали на 23%, что стало самым низким уровнем за последние десять лет. В то же время они получили в виде погашений капитала на $185 миллиардов долларов больше, чем одолжили развивающимся странам. Всемирный банк и многосторонние кредиторы были вынуждены вмешаться.

Это поднимает вопрос об отсутствии финансирования и устойчивости долга в развивающихся странах. Необходимо все больше частичного, целевого и условного списания долгов. Это даст отчаянно нуждающимся странам пространство для маневра, а не заставит их платить за риски, за которые они не несут ответственности. Международная финансовая архитектура должна быть переосмыслена посредством создания новых финансовых институтов, отражающих новые реалии сегодняшнего мира. Многополярный мир, в котором многие развивающиеся страны теперь сами по себе становятся развивающимися державами. Это обязательное условие не только для достижения баланса между сегодняшними вызовами, но и для сохранения хрупких демократий.

Автор: Жульен Шевалье 30 января 2024 | Перевод: Золотой Запас

Другие прогнозы цен и аналитика рынка:

к списку новостей